Синдром дяди Вани

Синдром дяди Вани
Использовано фото из официальной группы театра

8 января на площадке «Скороход» «Такой театр» показал спектакль «Дядя Ваня» по мотивам одноименной пьесы А.П. Чехова в жанре трагикапустника. Новая постановка показывает зрителю то, что обычно остается за кадром. Посмотрев «Дядю Ваню», можно узнать о том, как делается коммерчески успешная постановка, которая собирает всевозможные премии и получает общественное признание.

В спектакле идет речь о двух реальностях: о креативной чеховской усадьбе, где каждую сцену происходит что-то неожиданное, и о суровых театральных буднях со странными режиссерскими замыслами и актерскими амбициями.
«Дядя Ваня», как известно, — пьеса культовая, пережившая огромное количество постановок, и чтобы открыть в ней что-то принципиально новое, придется совершить режиссерский прорыв. К счастью, «Дядя Ваня» «Такого театра» никакого «прорыва» делать не собирается, а обыгрывает чужие театральные открытия, позволяя зрителю увидеть изнанку современного театра.
Спектакль начинается с традиционного стендапа Игоря Грабузова, играющего роль Автора, Войницкого и самого себя. Автор собирается поставить «Дядю Ваню» – пьесу о кризисе, который объединяет персонажей этой пьесы. Тяжелые периоды жизни случаются у каждого, поэтому «Дяде Ваня» будет понятен любому зрителю. У актеров, репетирующих спектакль, тоже кризис, но намного выразительнее: в погоне за новыми ролями и признанием приходится исполнять невероятно дурацкие роли: от деда мороза до сырной палочки на детском утреннике.
Работа над пьесой Чехова происходит в режиме реального времени. Тут же обыгрываются различные варианты развития событий в «Дяде Ване». Выборочные сцены из пьесы представляются в разных стилях: «Дядя Ваня» может быть наполнен спецэффектами, как голливудский блокбастер, быть хоррором, в котором у профессора вырастает чужая нога, «креативной постановкой», где прямо на глазах у зрителя пишется картина на огромном ватмане, любовной драмой, унылой классической постановкой, где чинно выхаживают чеховские персонажи, вздыхая во время пауз… или же абстрактной, где актеры превращаются в куриц, несущих огромные яйца…
Декорации появляются в середине спектакля и состоят из огромной березы и собранного из старой мебели деревянного фасада усадьбы, который по закону жанра, в самый ответственный момент с грохотом падает вниз.
Опираясь на опыт Дяди Вани, спектакль наглядно показывает, как далеко можно зайти, бездумно и честно делая самое благородное дело, и помогает ответить на самый главный вопрос о том, как сохранить себя в чреде бесконечных перевоплощений, подстраиваясь под чужие запросы, не оказавшись тем самым Дядей Ваней от искусства, быть сырной палочкой или иметь какие-то права?
Финальная актерская истерика, где каждый из актеров рассказывает о нелегкой творческой жизни, заканчивается общим чаепитием, во время которого зрители так же оказываются на сцене.
Спектакль немного похож на «Эффект Чарли Гордона», он так же динамичен и наполнен бесконечными перевоплощениями. Эта постановка имеет для театра особое значение, потому что отсылает «К черствым именинам», самому первому спектаклю Такого театра, продолжая его традиции.
В конце спектакля, казалось бы, разрозненные обрывки из Чехова и актерские импровизации складываются в цельную картину, вписывая пьесу в наш реальный мир, или же, наоборот, наш мир становится частью бескрайней вселенной Чехова…

 

Галина Супрунович, специально для Musecube.


Один комментарий на ««Синдром дяди Вани»»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.