Солярис – о внеземном, хореографии и песке

Солярис – о внеземном, хореографии и песке
Использовано фото с официального сайта театра

Балетный спектакль “Солярис”, относительно новый для театра (премьера состоялась в этом году) – это неоднозначное произведение искусства. Рядового обывателя сразу же зацепит название, а в памяти, возможно, пролетит быстрой лентой краткое содержание одноимённого романа Станислава Лема или даже фильма Тарковского с (внезапно) таким же названием. Говорят, Голливуд тоже снимал на эту тему фильм. Затем, после осознания глубокой, тяжёлой философской тематики, вложенных идей в самом романе, зритель или читатель сдвинет свой взгляд чуть левее на слово “спектакль”, а потом… Стоп. Балетный спектакль? Это как?

Театр “Приют Комедианта” даёт нам замечательную возможность оказаться в Космосе без скафандра. Почему же именно с большой буквы? С каждой минутой этого внеземного представления слово “космос” перетекает из научного понятия неисследованной звёздной атмосферы за пределами Земли в более абстрактное – внутренний, свой, человеческий Космос, таинственные грани души, ценности, поиски.

Что же за зверь такой – спектакль балетный, (не)обыкновенный? Ответ тривиальный, хотя и субъективный. Если убрать освещение, часть декораций и оставить лишь долю хореографии, то получится именно балет с огромной примесью современного контемпорари танца. Классические пируэты и силовые конструкции с участием двух и трёх человек, торжество грации тела – после них у многих пронесётся в районе мозга “чёрт возьми, хочу так же!” (“ах, если бы не этот треск в моих суставах!”). Смотреть на нечеловеческие движения, кукольную пластику, синхронные фигуры, многое другое – в моменты, когда голова перестаёт удивляться тому, на что способно тренированное человеческое тело, эстетика фотографа жалуется, почему наука ещё не догадалась как делать снимки глазами… Юрий Смекалов, постановщик “Соляриса”, показывает современную хореографию в её лучших проявлениях. В этом неповторимом двухчасовом перформансе заняты настоящие, с позволения сказать, монстры балета – артисты Мариинского театра, Московского академического музыкального театра им. Станиславского, Большого театра…

После того, как зрители рассядутся в комфортных креслах, раздаётся пожелание “Уважаемые пассажиры, приятного полёта!”, и взгляд сразу обратится к сцене. В декорациях угадываются внутренности космической станции, по стенкам проносятся звёзды, а в зал “забрасывается” первый герой. Это – Человек, Настоящее. Он, как и в невесомости, плавными движениями, иногда почти паучьими, двигается, осматриваясь и знакомясь с окружающей обстановкой. На площадке мы замечаем три висевших “кокона”, внутри которых есть кто-то живой (от осознания этого и созерцания того, как оттуда рождаются новые сущности, новые персонажи перформанса – глаза расширяются, подчиняясь общей внеземной “чужой” атмосфере). Через несколько минут свободного этюда Человек находит Женщину, его постоянного компаньона – к новым условиям постепенно начинается привыкание, и они вместе начинают исследовать и подчиняться законам своего мира. Но так ли мало отличий нашего внешнего мира за дверями зала и этого, абстрактного? Сколько ещё сущностей встретится им на пути?

Солярис – о внеземном, хореографии и песке
Использовано фото с официального сайта театра

Есть и вторая половина дела. Спектакль – это история, сюжет, подача. Композитор Бхима Юнусов, благодаря уникальному звуковому сопровождению, переносит нас из глубин неизведанного в детские воспоминания о прошлом и наивном, из яркого современного обещания будущего и успеха – в совершенно чужую, дикую, непредсказуемую зловещую атмосферу. Музыка заменяет нам слова, подкрашивает сценки с участниками, ведь, как и положено пластическому театру, здесь сам сюжет и его развитие подаётся движениями артистов. А помогает происходящему мастерски построенный свет на сцене – от созвездий, дикой скоростью проносящихся перед глазами, до жуткого пугающего алого света неизведанной угрозы. Очень хотелось бы отметить уникальную деталь, которая прорвалась даже в мой заголовок! В течение всего представления на сцене присутствовал песок (его театральный аналог – накрошенная пенка). Несмотря на то, что на космических станциях, где проходило действие первого акта, обычно, по моим данным, песка не наблюдается, эта замечательная режиссёрская находка идеально добавляла колорита. Большинство отточенных движений танцоров резко вздымали песочные бури, оставляя шлейфы в воздухе на доли секунды, что в полутьме со стороны зала смотрелось просто фантастически! Подсказка будущим зрителям первых рядов – если вам перед полётом в мир “Соляриса” внезапно предлагают надеть пластиковые очки, то соглашайтесь, даже если это не навороченные 3D!

Почти всегда, уже с первых сцен, на общем фоне и мужчину, и женщину будет сопровождать совершенно необъяснимый уникальный персонаж – Тёмное. Нет, он не будет ставить палки в колёса (хотя вот лопать шарики будет ещё как!). В какой-то степени он искушает, назойливо влияет на всех участников, всех сущностей этого философского рассказа. Именно с Тёмного начинаешь замечать ту самую подачу балетного спектакля, высокий профессионализм отыгрыша роли, образа. Без слов, одними движениями, артист Алексей Любимов показывает нам очень и очень высокую планку! Мне кажется, что эти слова слишком скудны… Вся хореография настолько идеально сочетается с “тёмным” персонажем, что даже сложно представить его в другом амплуа, если, скажем, переставить местами актёрский состав. Позже мы знакомимся и с другими участниками, отдельно из которых хотелось бы также отметить роль, названная “Мальчик. Прошлое”. Да, мы готовы немного пойти на поводу у предлагаемых обстоятельств, поэтому было неожиданно узнать, что роль Мальчика исполняет… Девочка. Я редко смотрю одни и те же спектакли с разным актёрским составом, но здесь могу смело заявить и порекомендовать будущим зрителям оценить всех артистов, по возможности со сменой состава исполнителей. Ведь каждый готов показать нам свою индивидуальность, взгляд на хореографический образ не только со стороны заданных постановщиком конструкций, но и свой собственный. Возвращаясь к роли – в этот раз её исполняла Виктория Литвинова, и это было великолепно! Ей удалось показать нам простое, не обременённое трудностями проходящей мимо жизни Прошлое в человеческом обличии. Если угодно – детство, отрочество, юность (простите, случайно вышло), с бесподобным и всё ещё наивным взглядом на участников и зал широко открытыми глазами. Поначалу без подвоха, игриво подходя к каждому на сцене, её движения сочетают активные, очень быстрые, проворные перекаты и прыжки… Позволю себе такие слова – высший класс!

Скорее всего, если бы не традиционная театральная программка и не те пара строк, что были в ней, примерно направляя зрителей в нужное русло мыслей (например, условные роли), то каждый бы назвал образы актёров, шесть сущностей, по-своему. Язык не поворачивается говорить о том, кто здесь Плохой, а кто Хороший, а кто просто так, зашёл посмотреть… Всё намного детальнее и сложнее, отсюда и неоднозначность (интерпретации). И, что является “вишенкой на торте” – в течение всего балетного спектакля будет меняться не только сюжет, но и отношение одних персонажей к другим и, что самое интересное для наблюдения, общая пластика, сопровождающая иногда радикальные изменения в самом образе. Как и всё современное – задумка постановщика смотрится намного качественнее, если найдутся люди, интерпретирующие её по-разному, подчас совершенно не совпадая во мнениях. Главное – заставить уйти не только с программкой и билетом (в моём случае – ещё и с топорно исписанным в темноте блокнотом, например), но и с мыслями о том, что сейчас нам показали. Ни один трейлер спектакля, ни ряд фотографий – даже отдалённо не направят нас заранее на то, что покажут на сцене и чем это всё закончится! Именно “внеземное” – примерное слово, которое можно положить рядом.

Алексей Нагорнов, специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.