Судьба Анны

Сцена из мюзикла_Анна Каренина 10

 

В 2016 году, когда вышел мюзикл «Анна Каренина», часть зрителей отнеслась к нему с удивлением и подозрением. Как так, Лев Толстой – и танцы с песнями? Сейчас, спустя несколько лет, многочисленные премьеры доказали, что в жанре мюзикла спеть и станцевать могут всё, что угодно. «Анна Каренина» уже не кажется дерзким экспериментом, но по-прежнему интригует публику.

 

В зале Московского театра оперетты ещё горит свет, но откуда-то издалека уже доносятся звуки. Едет поезд – стук колёс, шум двигателя смешивается с лёгкой какофонией настраивающегося оркестра. Это первые минуты представления, но даже в них чувствуется общая концепция. На занавесе большие часы – совсем скоро поезд, который ещё едва заметен вдалеке, подойдёт к своей станции.

 

Через весь спектакль красной нитью тянется неумолимость судьбы. Через пышные приёмы, дворянские балы, роскошные залы усадеб – к трагической развязке. Только туда, без обратного пути: режиссёр показывает движение к известному концу, не оставляя надежды.

 

Сцена из мюзикла_Анна Каренина 1

 

Поезд есть практически в каждой сцене – то как обычный транспорт, несущий героев из Петербурга в Москву и обратно, то как тяжёлый локомотив рока, чьи колёса заполоняют собой всю сцену. «И на всём протяжении пути мы хотим, мы должны обрести… счастье», – поют пассажиры, но их желаниям не суждено сбыться.

 

«Анна Каренина» – очевидный мюзикл-наследник «Монте-Кристо». Он создан тем же костяком авторов: либретто – Юлий Ким, Роман Игнатьев – музыка, Ирина Корнеева – хореография. Составы исполнителей собраны из знакомых и любимых артистов мюзиклов. 23 января на сцене играли: Валерия Ланская, Сергей Ли, Александр Маракулин, Наталия Быстрова, Владислав Кирюхин, Андрей Александрин, Наталья Сидорцова, Андрей Бирин, Оксана Лесничая, Анна Гученкова, Александр Маркелов, Элла Меркулова.

 

«Анна Каренина» – пример мюзикла, который создали на хорошей основе и в процессе усовершенствовали удачные приёмы. Как и в «Монте-Кристо», в «Анне Карениной» у «массовки», людей вокруг главных героев, общества – большая смысловая и эмоциональная нагрузка. Где-то они лишь усиливают главный акцент, но чаще всего – это усреднённое мнение общества, его реакция и действия. В силу сюжета в «Анне Карениной» слово общества работает ещё сильнее и приводит к трагическим событиям. Как и в «Монте-Кристо», люди вокруг становятся одним из самых ярких собирательных персонажей. Художником по костюмам и декорациям снова стал Вячеслав Окунев, по свету – Глеб Фильштинский. За годы они ещё больше развили свою манеру объёмной, многоплановой сцены, «формата 3д», которая удивляла ещё в 2006 году.

 

Сцена из мюзикла_Анна Каренина 2

 

Из современной заснеженной Москвы зрители попадают в ту же заснеженную Москву, но ХIХ века. Медленно падает снег, на катке выписывают фигуры разодетые господа и дамы, Левин, а потом и Вронский, встречают Кити Щербацкую и разговаривают с ней о любовных делах. Кажется, что на сцене настоящий лёд, но это не так – для того, чтобы изобразить катание, артисты мастерски пользуются специальными фигурными роликами. Соорудить каток, сконструировать движущийся макет паровоза, станцевать сцену сенокоса в поместье у Левина так, чтобы было не оторваться – именно так развивается современный мюзикл. Многоплановая сцена словно стала ещё ярче, ещё объёмнее: декорации теперь перестраиваются за секунды – с помощью видеоинсталляций и подсветки превращаются из колосящихся полей и заснеженных улиц в богатые залы Москвы и Петербурга. Появилась даже некоторая «клипованность», часть песен воспринимается цельной видео-музыкальной композицией.

 

Действие мюзикла распланировано так, что зритель не отвлекается от сцены. Спектакль разыгрывается быстро и ярко, не замедляясь и не распадаясь на составляющие. Самая мистическая фигура в мюзикле – это Распорядитель (Андрей Бирин). Именно он тянет за собой нить судьбы и без оглядки гонит паровоз вперёд. Распорядитель словно Мефистофель, трикстер, игрок – он всегда наблюдает из тени, а иногда и «распаляет» событие, как в сцене скачек.

 

Сцена из мюзикла_Анна Каренина 9

 

«Мы пассажиры, рядом друг с другом, всё едем-едем куда-то туда…» – поёт он то громко, то почти неслышно, как бы между делом.

 

«Туда!» — говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углём песок, которым были засыпаны шпалы, — «туда, на самую середину, я избавлюсь от всех и от себя» (Л.Н. Толстой, «Анна Каренина»).

 

Евгения Смехова, специально для MUSECUBE
Фотографии предоставлены пресс-службой театра.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.