Такая вот «Любовь у трона»

Симоновская сцена театра имени Вахтангова продолжает «Парад премьер». Вслед за «Вечером шутов» совершенно другой жанр. Теперь это фантазия на историческую тему, сочиненная и поставленная сценаристом, драматургом и режиссером Андреем Максимовым. Жанр обозначен им самим как «Сон императрицы без антракта».

«Пьеса «Любовь у трона» — это своего рода фантасмагория: сон снится Екатерине Великой накануне государственного переворота, которой приведет ее к власти на долгие годы. Во сне она вспоминает свои отношения с мужем Петром III. По сути, это история о любви на фоне политики». Так коротко и емко охарактеризовал свое произведение автор. И это замечательная придумка, если хотите, хитрость, обозначить все происходящее именно сном. Это фантазия, позволяющая не искажать факты, не домысливать и не переписывать историю, но пуститься в исследование внутреннего мира таких фигур, как Екатерина Великая, и особ, ее окружавших.

На сцене всего три персонажа, три актерских столпа большой величины. Екатерина Великая в исполнении Ольги Тумайкиной с одной стороны такая, какой представляют императрицу большинство, изучающих историю: горящую желанием управлять страной, чувствующую ответственность за все происходящее по ее воле, погруженную в русскую культуру. Но здесь мы видим ее другой – резкой, но беззащитной, страстной, но сентиментальной, отчаянно переживающей происходящее. Ольга Тумайкина с поразительной глубиной передает этот образ. Ее императрица – исключительнго сильная личность, но в то же время – женщина, которой не чужды искренние любовные отношения, сомнения и обиды. Актрисе удается сделать образ Екатерины Великой не карикатурным, а живым и очень человечным.

В паре с Андреем Ильиным игра становится еще более объемной. Андрей Максимов своей пьесой ставит задачу исследовать глубинные психологические причины несостоятельности Петра III, как императора: мальчик не наигрался в детстве, тетка Елизавета не любила, и вообще, не хотел он изначально быть императором российским. Это настоящая внутренняя трагедия: против своей воли родиться правителем. Андрею Ильину удается проникнуть в бездну глубины этого образа, буквально провалиться в эту человеческую беду бытия не на своем месте, что зритель схватывает это на уровне мурашек, пробирающих буквально до кости. Его одиночество у трона, вылившееся в монолог о непрошенной судьбе вызывает небывалое сочувствие.

Есть в спектакле и еще она личность, значащаяся в программке как «остальные» (Виталийс Семеновс/Павел Тэхэда Кардэнас). Это и слуга Екатерины, и священник, венчавший двух так и не полюбивших друг друга людей, и Григорий Орлов, и брат его Алексей. Интересная фигура, появляющаяся перед дворцовым переворотом, и, (возможно!) принимающая непосредственное участие в нем. Хитрая тень, темная лошадка, катализатор исторических процессов? Кто на самом деле творит историю – может быть, эта самая фигура?

Режиссура Максимова достаточно сдержанная, лаконичная, почти классическая. В спектакле больше актерского, чем экспериментального, игра очень экспрессивна, а драматургия заложена изначально в самом тексте. Однако, постановка выглядит настолько цельной, что изъять из нее какой-либо элемент немыслимо. Здесь все на своем месте, и создано специально для спектакля. Великолепная сценографическая работа художника Максима Обрезкова, создавшего полностью все пространство Симоновской сцены, приносит истинное наслаждение. Спектакль очень зрелищный и красивый, несмотря на свою камерность и отсутствие оглушительных спецэффектов. У этой постановки действительно есть стиль, и смотреть его – одно удовольствие. Музыку к спектаклю написал Сергей Шустицкий, она усиливает впечатление от происходящего, и это не говоря уже о безупречном тексте самой пьесы, где за разговорами о судьбе России прячется разговор о любви. И особенно приятно, что у Андрея Максимова получилось не слепое заигрывание с историей, чем в последнее время грешат многие, а настоящее исследование, погружение в знаковые события через творческий процесс.

В целом, постановка воздействует на все чувственные рецепторы, существующие у зрителя. Меньше чем за два часа действия зритель получает ровно то, за чем нужно идти в театр: эмоции, переживания и настоящее потрясение. Это и о дворцовом перевороте, и о перевороте душ человеческих, в котором участвуем и мы, сосуществуя с происходящим на сцене миром.

Юлия Зу, специально для Musecube

Фоторепортаж Юлии Солодовниковой смотрите здесь.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.