В прошедшие выходные состоялся долгожданный для московских поклонников творчества Николая Коляды театральный марафон «Ты че, с Урала?», в рамках которого можно было побывать на читках пьес уральских драматургов, посмотреть два спектакля «Коляда-театра» и два – Театра Новых Пьес. Проходил марафон в основном в Театральном центре «На Страстном», однако нельзя обойти вниманием и единственное мероприятие, которое прошло на другой площадке фестиваля, – Арт-центре «Эфир». Именно там 25 мая Театр Новых Пьес представил на суд зрителей спектакль «Тот самый день» по пьесе уральского драматурга Ярославы Пулинович.

 

Прекрасная пьеса! Одна из тех, которые читаешь на одном дыхании и потом не знаешь, плакать или смеяться. Умеет же автор писать весело о грустных вещах! Отличные диалоги, много юмора и метких фразочек и словечек, которые хочется запомнить. Что-то есть тут от Гоголя (масштаб, всеохватность, пестрота). Только Чичиков путешествовал по России в поисках мертвых душ, а героиня – в поисках, как бы это сказать потактичнее, партнера для создания одной-единственной живой души. Но по порядку.

 

Жили-были мама и дочка. Мама, знаете ли, – эдакий аналог старушки из «Пока она умирала» (шикарная пьеса Надежды Птушкиной): сначала десятилетиями бдила, чтобы дочка (Мария) на пушечный выстрел не подходила к мальчикам, а потом в 37 дочкиных лет внезапно удивилась, что нет внуков. И вот эта мама после неудачной попытки свести Марию с малахольным сыном знакомой благословила дочку на поиски мужчины для одноразовой связи, благо сейчас у нее тот самый, т.е. подходящий для зачатия день. А Мария не то что бы хочет ребенка… она хочет, чтобы от нее отвязались (кроме мамы Марию убеждает родить еще и спустившийся с небес ангел-хранитель; презабавный персонаж). И ей проще уступить, чем спорить.

 

И понеслась бричка по Руси (то бишь Мария – по городу). Куда ее только не заносит, с кем только не знакомится – от депутата до гопников (последних нам, к сожалению, не показали, но об этом позже). Мария умна, красива, изящна и согласна на кого угодно, но дичь раз за разом ускользает от нее самым нелепым образом, причем абсурда постепенно становится все больше и больше. Хотите знать, чем дело кончилось? Тогда откройте пьесу или дождитесь официальной премьеры спектакля (21 сентября). Увы, пришедшие 25 мая в «Эфир» зрители увидели лишь допремьерный показ, так сказать, спектакль на его репетиционном этапе, без концовки. И это главный минус вечера: впечатление осталось смазанным, половинчатым. Очень не хватало ну хотя бы самой последней сцены, раз уж не успели подготовить эпизоды с гопниками и поездку к последователю Перуна.

 

А ведь спектакль, хоть пока и незаконченный, и сырой, и не без технических неувязок вроде непокорного экрана (да-да, спектакль с видеовставками, а еще с живым пением), обещает быть интересным. Видно, как актеры сами получают огромное удовольствие от своей работы. Особенно это заметно в сцене со свадьбой геев. Тема скользкая, однако ребята ни разу не ушли в пошлость – сделали красиво и с юмором.

 

Достаточно много маленьких, но симпатичных моментов, которых нет в книге. Вот к Марии приводят кандидата в женихи, и его мама достает из сумки тапочки для него и для себя. Так стервозно-брезгливо достает, что многие в зал смеются (и сразу становится жалко ее затюканного сына). Вот актеры не просто уносят со сцены зеркало, а проносят его перед первым рядом (выполняя тем самым завет Гамлета держать зеркало перед природой). Вот Мария под стулом потихоньку ногой отталкивает ногу проститутки Анжелы, которая коварно покушается на облюбованного Марией мужичонку. Вот депутат два или три раза берет лимон и в попытках закусить им выдавливает сок на лицо – благо, бдительный помощник держит наготове платок. На бумаге все это не смешно, а живьем зрители хорошо принимали. Вообще там есть над чем посмеяться. И не поленюсь повторить: текст очень качественный, многое хочется запомнить и цитировать.

 

Тут много понамешано, темы затрагиваются самые разные. Во время просмотра помимо Гоголя вспоминались Теннесси Уильямс с его «Стеклянным зверинцем», вспоминался старый фильм «Догма» (по теме религии автор прошлась, не щадя ног), и даже – не смейтесь – сказка про колобка. Незадачливая героиня и правда напоминает колобка-неудачника, который и рад бы быть «съеденным», катится зверью прямо в рот, да вся фауна вокруг, как на грех, села на диету и отказалась от мучного:) Нет, правда, что-то есть в «Том самом дне» от сказки: очень многое герои делают понарошку, скрестив пальцы, и уверены, что при этом действие вроде как не считается. Даже кредиты так можно брать, оказывается 🙂

 

Так что со временем спектакль, надо полагать, будет удачным. Он смешной и смотрится легко. Вот разве что эпизод с гейской свадьбой показался затянутым. Для чего добавлена песня одного из новобрачных? Ну да, мальчик красивый и приятно поет, но далеко не короткая песня делает утомительным и без того очень длинный эпизод и отвлекает внимание от главной героини. Кстати, первую песню (в баре) тоже не мешало бы сократить (девушка поет хорошо, но уж очень долго). По-моему, это красивые песни ради красивых песен, а не ради спектакля.

 

А остальное очень порадовало. Хорошие актеры, особенно хотелось бы отметить маму главной героини и актера, который играл Матвея (узнать их имена в отсутствие программки или информации на сайте затруднительно). Понравилась и актриса, играющая главную героиню. Правда, не очень понятно, почему Мария, выпивая на каждом шагу изрядное количество алкоголя, на протяжении всего действия трезва, как стеклышко. Нелогично.

 

Зрительный зал активно задействован в спектакле. Интимные… вернее, недоинтимные отношения Марии и Ростислава развиваются именно в зале. Певица из бара активно пытается вовлечь первый ряд в действие, давая зрителям микрофон и прося подпевать. Через зал же по отработанной режиссером в «Женитьбе» схеме мужчина убегает от дамы. Берегите ноги, товарищи зрители!

 

Нельзя не отметить работу художника по костюмам (Полина Кускова). Ангел в панталонах, тапочках, которые ему маловаты, и с куцей пародией на крылья – это было смешно. Еще обращают на себя внимание обшарпанные советские стулья: они великолепно создали атмосферу тоскливого болота в доме Марии. У меня было ощущение, что я зашла в гости к своей старой грозной учительнице 80 лет 🙂

 

Итак, за спектакль, выбор пьесы и то, каким спектакль быть обещает, – спасибо всем его создателям, а вот за формат (репетиционный этап) – спорное спасибо. Наверное, «Тот самый день» показан раньше своей готовности в связи с приездом «Коляда-театра» (кто не в курсе – Николай Коляда – худрук Театра Новых Пьес). Так сказать, за компанию показали? Но ребенок (спектакль) должен рождаться тогда, когда он к этому готов, а не потому что рожает соседка по палате, не так ли? Пока же осталось ощущение незаконченности, словно удалось заглянуть в злачное место, а стриптизер взял да и разделся только наполовину – непорядок 🙂

 

Официальная премьера – 21 сентября. Будем надеяться, к этому времени спектакль превратится из симпатичного, но полуфабриката в полноценное аппетитное блюдо 🙂

 

Марина Моисеева специально для Musecube
Фотографии автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.