Кажется, всех людей можно разделить на две категории. Первые не примут рок-мюзикл «TODD» группы «Король и Шут», а вторые будут петь, прыгать и искренне радоваться жизни вместе с мрачной историей цирюльника с Флит стрит. Ее отцом, автором и просто всем сразу стал в свое время Михаил Горшенев — Миша, Горшок — любимый всеми своими слушателями самых разных возрастов. Вместе со группой и большой командой постановщиков он создал зонг-оперу ужасов, по собственному определению, такой особенной, что теперь она стала памятником и символом его пути в музыки, всей его жизни. Это можно почувствовать в альбомах, записанных еще до самой постановки, или на одном из спектаклей в Москве и Петербурге, но то что происходило на специальных расширенных показах в честь 45-летия автора. Вместо запланированного единственного спектакля в Москве, их случилось сразу два, и билеты были раскуплены на оба. 14 и 15 сентября огромный, один из самых больших театральных залов Москвы, МДМ превратился в празднование/рок-концерт/вечер любви и памяти Михаила Юрьевича. После второго акта мюзикла, артисты, музыканты и гости собрались на сцене, чтобы вспомнить и рассказать о нем и спеть о самом важном.

История Суинни Тодда демона-парикмахера с Флит стрит знакома нам больше всего по фильму Тима Бертона с неизменными Джонни Деппом и Хеленой Бонем-Картер. Это такая страшная быль для взрослых о мести, судьбе и роке. На сцене перед нами более близкая и совсем не сказочная современность — отдаленно напоминающая 90-е, а может и 2000-е. Это мы, там за этими решетками и граффити, наши дети, храмы и судьи. От подобного переноса становится еще страшнее, потому что никаких особых противоречий с сегодняшним днем мы не находим. Там совсем нет положительных, «хороших» персонажей, как будто нет и выхода из этого грязного лондонского квартала. Пару веков назад в этих местах орудовал Джек Потрошитель, теперь их просто стало больше. Церковь или покорно безмолвствует или пускается в еще больший разврат, священник направляет руку убийцы, а потом сам встает на его путь, а приглашение на пафосную вечеринку в модном доме становится главной ценностью этого мира. Сравнения пугают, они слишком точны и безысходны. И в этих условиях, в этом пространстве, мы встаем на сторону зла, мы сочувствуем и сопереживаем несчастному Тодду. Это вообще удивительный феномен обаяния отрицательных героев. Как у них получается привлечь зрителя к себе, ведь все разумные аргументы кричат «против», свидетельствуют о преступлении и наказании. Но нет, мы «за» цирюльника, мы мысленно, сердцем, его оправдали. Месть настолько сложное понятие, что объяснить его категориями черное/белое и правда/ложь невозможно. Артисты рок-мюзикла открывают страшную правду о нас самих, колдуя так легко и незаметно, подключая нас к этой истории. Потрясающий Роберт Остролуцкий — Тодд, сильный, но надломленный внутри, яростно сжимающий свою бритву как оружие против всей несправедливости этого мира, ослепленный жаждой мести. Он совершает свою последнюю ошибку, которую уже невозможно исправить, потому что просто не в состоянии остановиться. Возведя градус своего существования на сцене, в музыке, в своем персонаже до духовного максимума он так быстро и внешне очень легко делает это роковое движение бритвой, что зал успевает только вдохнуть и переживает этот страшный момент осознания неизбежности. Все, что должно было произойти, свершается. Абсолютно «отвратительные» Евгений Козлов и Владимир Дыбский, в роли Судьи — настолько ужасны в своем персонаже, насколько это вообще возможно в этом спектакле, самая черная из всех пропастей человеческих душ. И финал персонажа, решенный очень смело и максимально сильно, распятие наоборот — один из кульминационных моментов мюзикла. Это страшно и очень красиво одновременно и все в превосходной степени. Великолепная Ловетт, Елена Резниченко и Мария Фортунатова, влюбленная в Тодда с детства, выросшая в мечтах о нем и разбившаяся о несбыточность этих желаний. Она любит мертвеца и готова идти за ним в ад, но сердце ее живо и желает счастья в земном раю уединенного солнечного острова. Это ее трагедия, такая же судьба и рок, как и месть Тодда и отмщение для Судьи. Единственный живой, чистый, абсолютно светлый персонаж — Элиза, Валерия Морарь и Анастасия Рысева, так контрастна на фоне этих оборванцев и чертей, каждое ее появление на сцене напоминает о свете, о надеждах и другом пути. Здесь оказывается так важен голос исполнительницы — простой текст, лиричность, открытость, хочется чтобы она не уходила, оставалась как можно дольше, чтобы они ее не испачкали своей ненавистью и злобой, возникает абсолютное чувство сопереживания и нежности.

Спектакль смотрится на одном дыхании, особенно второй акт, когда темп рассказа увеличивается, несется в бездну и срывается в финальном номере. Как после такой мрачной и, казалось бы, безвыходной истории остается светлое настроение, желание жить, жажда быть счастливыми… ансамбль мюзикла, его авторы, группа «Король и Шут» вместе создают свою страшную сказку о счастье. В третьем отделении продюсер постановки Владислав Любый много говорил о том, как искали правильные аранжировки песен, искали исполнителей, как сам Михаил Юрьевич репетировал Тодда и жил этим спектаклем. На сцене появились приглашенные гости, которые в разное время участвовали в мюзикле — Илья Черт и Юлия Коган. Они исполнили арии в непривычном звучании, добавили еще один уровень смысла и подтекста ролям. Когда в финале второго акта в последней арии Тодда зазвучал голос самого Михаила Юрьевича, зал встал и уже почти больше не садился. Со сцены много раз поздравили его с днем рождения, так часто произносили слова о том, что он всегда с нами, здесь на этой сцене и в музыке — на каждом спектакле, что кажется, он действительно был там. Когда артиста помнят так — сильно, страстно, громко и невозможно искренне, то он никогда не уйдет, его путь не закончится.

14 сентября спектакль посетил артист российских мюзиклов Александр Казьмин. Он поделился своими впечатлениями от постановки: «Рок-мюзикл «TODD» я сегодня смотрел впервые. Скажу честно, я видел в интернете пару отрывков из «TODD’a», и меня «не зацепило». Но одно дело — сомнительного качества видеозапись, и совсем другое — находиться в зале и чувствовать мощную энергетику артистов и самого спектакля вживую. Михаил Горшенев горел идеей создания этого мюзикла. Его Тодд — это жаждущий отмщения человек, которому сломали жизнь. По словам продюсера Владислава Любого, прошло пять лет, прежде чем мюзикл обрёл своё нынешнее воплощение. Горшок вложил в этот мюзикл часть самого себя. Он хотел донести до зрителей своё видение старинной английской легенды про Тодда через музыку — тот самый панк-рок группы «Король и Шут», и у него это получилось. Несмотря на то, что его уже нет в живых, а роль Тодда играет теперь Роберт Остролуцкий, история не перестаёт находить отклик в сердцах фанатов. Показательно, что на арии Тодда «На краю» и на эпилоге зал встал. Мы с Ярославом Баярунасом исполняем на концертах одну из композиций мюзикла «TODD» («Священник больше ничего не скажет» — прим. ред.). Очень волнительно было слушать оригинальный материал, учитывая тот факт, что сегодня состоялось моё первое знакомство с мюзиклом. Для кого-то музыка «Короля и Шута» — это неотъемлемая часть юности и зрелости, а кто-то вообще с ними не знаком. Можно по-разному относиться к творчеству группы и к личности самого Михаила Горшенева, но нельзя не признать, что рок-мюзикл «TODD» способен зацепить даже далёких от такой музыки людей. В целом мюзикл оставил хорошее впечатление. Хочется пожелать проекту, открывшему своей седьмой сезон, долгих лет жизни и преданного зрителя.»

 

 

Татьяна Елизарова и Лана Иванова специально для Musecube

Фотоотчёт спектакля 14 сентября от Марии Ильичевой можно посмотреть здесь

Фотоотчёт спектакля 15 сентября от Любови Гайворонской можно посмотреть здесь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.