Трагедия и фарс. «Сфорца» в Центре имени Мейерхольда

Режиссер: Алексей Жеребцов
Драматург: Саша Денисова
Художник: Александр Арефьев
Исполнители: Инна Сухорецкая, Андрей Смирнов, Александр Усердин, Арина Маракулина, Михаил Ефимов, Татьяна Паршина, Ильяс Тамеев, Анна Рудь, Илья Барабанов, Илья Замчалов

Кто бы мог подумать. что в 21 веке воображение будут поражать не летающие машины и космические пираты, а средневековые страсти ! Но вот, гигабайты игр престолов, борджии и прочих тюдоров спустя, ты уже всерьез задумываешься о незаменимости арбалета на прикроватной тумбочке, да и эти бархатные камзолы… ну не узурпировал же Басков их ношение! В поддержку всеобщего помешательства ЦИМ выпустил свою рыцарскую балладу с замками, принцессами, ядами, коронами, механическими крыльями и единорогом. sforsa

Благополучно пережив премьерные показы, «СФОРЦА» до конца сезона захватил Центр им. Мейерхольда. Это такая старая история, что мы ее даже не слышали. И если бы не Саша Денисова, задумавшая писать пьесу про карты таро, кондотьер Сфорца остался бы скучной статьей в Википедии. Ну серьезно: смена династий миланских герцогов и ламбардские войны — не самое обсуждаемое за бокалом белого даже в Жан Жаке. Поэтому превратив горы исторического текста в сказание менестрелей, Денисова как драматург шагнула дальше даже от себя — и так известной необычными театральными формами и синтетическими постановками. А очередной тандем с Алексеем Жеребцовым не оставил спектаклю шансов стать заурядным. Постоянной величиной остается только актерский состав: трудно представить себе Денисову без Тамеева\Маракулиной/Ефимова/Паршиной, как и Жеребцова без Смирнова и Сухорецкой.

По большому счету, это love story в исторических интерьерах плюс пара бонусов. Редкий случай, когда современная постановка избежала жестких законов новой драмы, не попав в удушливые объятия репертуарного театра. Минималистские декорации Александра Арефьева в сочетании с радующими глаз бархатными нарядами навязчиво вызывают ассоциации с ленкомовскими «Королевскими Играми», а сочетание трагедии с фарсом усугубляют это впечатление. Что, на самом деле, неплохо: здорово, когда в мрачные времена появляются сказочники, легко выманивающие восторженное «ах!»

Однако хронометраж в 3.5 часа не способствует восприятию некоторых моментов. К примеру, отсылки к современной Москве: видения с подземным чудищем, говорящем непонятное «осторожно, двери закрываются», зеленым деревом в золотых шарах на площади красной, людьми, которые ПОСТОЯННО что-то празднуют, солдатами с украинским акцентом на миланских баррикадах — сцены очень смешные, но слишком очевидно навязывающие связь времен.

Рассказ о том, как любовь, гуманизм, свобода, равенство расцветают на обломках средневековья, чудо как хорош и без мрачных аллюзий на Россию, в очередной раз вставшую перед выбором: ренессанс или феодализм. Возможно, повторяя вслед за Сфорцей мантру «человек — мера всех вещей», ответ придет сам собой.

Стелла Татевосян, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.