Трансдраматическая терапия в «Театральной долине»

Трансдраматическая терапия в «Театральной долине»
Использовано фото из официальной встречи спектакля

28 февраля в Санкт-Петербурге на уютной минималистической сцене творческого кластера «АртМуза» прошёл сеанс групповой психотерапии. Свидетели утверждают, что действие было хитро замаскировано под спектакль «Точка возврата» антрепризы Людмилы Никитиной. Неравнодушных не осталось. С подробностями – ваш корреспондент!

 

Естественно, не всё так страшно, как кажется на первый взгляд! «Театральная долина», предлагающая посетителям «АртМузы» прикоснуться к искусству драмы и комедии вживую, радует разнообразием постановок и огромным размахом приглашённых коллективов. Здесь можно встретить и интерактивные детские спектакли, и завораживающие выступления театра пластики рук, кукольного театра, спектакли-концерты, постановки совершенно разных и, порой, непредсказуемых жанров. К последнему как раз и можно отнести спектакль-философию «Точка возврата». Он поставлен по мотивам пьесы «Чайная церемония» Александра Строганова – не только драматурга и писателя, но и доцента кафедры психиатрии, доктора медицинских наук. Характер, общие законы и тема, открываемая зрителям, показывают нам новое и неизведанное направление, созданное автором – трансдраматическая терапия. В двух словах – интеграция театральных методик и техник, понятия «драматический этюд» в методы лечения, параллели со Станиславским и его методиками в процессах излечения пациентов. В сети есть свободный доступ к полному тексту этого направления психотерапии. Действие спектакля во всех его четырёх актах, условно разделёнными музыкальными переходами на фоне интересных живых картинок на стенках, концентрируется на двух главных персонажах и одной комнате. Атмосфера создаётся диалогами, но более всего – эмоциональной составляющей. Тексты пьесы нам передают настроение, атмосферу происходящего. Сам автор в интервью назвал это «парареализмом». Мы же, впитывая и сюжет, и трансформации героев, чувствуем, что нам показали процесс «излечения» пациента, победу над собственными страхами, преодоление.

 

Перед нами история без конкретного начала и без ясного завершения. В ней далеко не всё ясно сразу, особенно если включить логику и рассуждения. По замыслу автора, лишь через атмосферу, восприятие, ощущения на уровне подсознания можно начать понимать и разбираться в происходящем. Оно и понятно, причём сразу: уровень сюрреализма, сочетание мистики и непредсказуемое развитие событий заставляет нас отключать мозг. Такое можно увидеть лишь во сне! Главные действующие лица – Мужчина и Женщина. Каждый из них пройдёт этапы, всё новые и новые фразы будут зачёркивать предыдущие, с трудом вырисовывая общую картину. Кто он, этот, поначалу грубый и требовательный, мужчина? Что здесь делает женщина, одетая в форму служанки и готовящая чайную церемонию? Эта церемония – ответ на все вопросы, та самая точка возврата. И, как в механизмах терапии, к истине, к корню проблемы, будут подходить постепенно, вспоминая всё новые и новые подробности прошлого, ступени, страхи.

 

Режиссёр Людмила Никитина проделала большую работу с артистами по вживанию в роль. По словам самой Людмилы (здесь я сразу хочу отметить замечательную традицию обсуждения спектакля со зрителями непосредственно!), постановка оказала мощное воздействие на участников. Великолепная игра Валентина Воробьева, на счету которого исполнение ролей в спектаклях Молодежного театра на Фонтанке, ТЮЗа им. Брянцева и не только, позволяет нам, зрителям, на собственной шкуре ощутить все переживания героя и его внутреннее состояние. Поглощённый гневом, мужчина будет переходить в состояние холода, будет сломлен страхом и стеснением, как маленький ребёнок, истерика будет поедать его изнутри; в следующей картине – спокойствие и наивность ребёнка; в последней — угрозы с ножом у горла. Эта история – о травме человека и о том, как с помощью своей же матери он старается вернуться в прошлое, вспомнить о трагедии, которая закрыла в нём осознание великой материнской любви. Как и в некоторых случаях терапии, осознанно закрывая болевые точки, он не может двигаться дальше. Женская роль в этой сложной постановке досталась Марии Васильевой, талантливо показавшей нам эволюцию своего персонажа и действительно яркую материнскую любовь. Нора с разных сторон пытается, наталкивает сына на нужные рассуждения. Осознанно вызывая сына на провокационные темы и вопросы, она кричит ему в лицо: «Вы и есть маленький ребёнок!»; «Мы должны победить страх», говорит она ему, протягивая руки; «Я верну вас…», – с уверенностью готовой на всё ради своего сына матери шепчет она ему. Через больные темы, через споры, Нора помогает сыну вспомнить любовь к стихам, вновь соединиться духовно, убрать ненависть к матери. Всё это сопровождается сюрреалистическим окружением китайской чайной церемонии, цитатами Лао Цзы, национальными китайскими костюмами и приглушённым освещением, словно во сне. «В жизни мужчины есть только одна женщина – она и мать, и жена, и любовница» – такими словами Нора будет успокаивать своего сына уже ближе к окончанию пьесы. Чайная церемония состоится, душевный покой пациента приведён к стабильному, город будет спать спокойно, но у истории всё равно не будет определённого финала. Он будет открыт для обсуждения и восприятия каждым из нас…

 

Как показало обсуждение спектакля со зрителями, именно яркие сцены эмоций героев мощно влияют на восприятие спектакля, текста, посыл. Зритель тоже становится, с позволения сказать, «пациентом», в хорошем смысле взвешивая свой груз проблем и внутренние переживания. Очень многое из пьесы похоже на медицинскую практику, методы общения, схемы и механизмы. Театральное искусство не перестаёт нас удивлять и дарить всё новые открытия и сюрпризы!

 

Нагорнов Алексей, специально для MuseCube.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.