Трогательная история о ночлежке

Конечно, есть классика, которая не устаревает — кажется, уже читано-перечитано, ставлено-переставлено, а смотри-ка, по прежнему актуально и остро, и цепляет, и заставляет циничного, перекормленного современного зрителя или читателя сопереживать, смеяться, плакать и думать. Такое ощущение и возникло 13 июня на премьере спектакля «На дне» в Театре Дождей. На самом деле здесь прокралась хитрость. Премьера постановки состоялась в 2005 году, а в 2016 спектакль Натальи Никитиной обрел свое второе решение. Кто успел посмотреть 11 или 12 июня, говорили: «Это очень смешной спектакль, готовьтесь смеяться». И действительно — постановка насыщена остроумными диалогами, яркими персонажами, в которых ты то и дело можешь увидеть знакомых, живущих вполне себе в двадцать первом веке, со всеми сопутствующими атрибутами, но той же болью внутри, тем же поиском себя, тем же отчаянием. FK49B30p36Y

Например, Васька Пепел, в которого прекрасно перевоплотился Александр Шведов, — он родился волчонком, быстро соприкоснулся с жестокой реальностью, еще не повзрослев. Этот вор, воров сын, знал что его путь — тюрьма, но влюбился в тихую девушку Наташу, открыл в себе эту неизвестно откуда взявшуюся способность любить. Такие характеры можно встретить и в нашем, обустроенном мире, с его беспросветным одиночеством. И любовь такая, конечно, невозможна. У каждого свой путь.

Один из ключевых персонажей спектакля — странник Лука, в исполнении Ивана Кожевникова. Как и положено страннику, он неизвестно откуда пришел, неясно когда уйдет. Он дает обитателям ночлежки надежду на лучшее, сам в ход событий не вмешивается, только наблюдает и O2o9DBm98Rcрассказывает истории. И все-то он понимает — и что нужно быть добрее к людям, и что нужно верить, и обличает пороки общества. Когда он понимает что не может ничем помочь, то исчезает, но оставляет свой след, и обитатели ночлежки внутренне безвозвратно меняются. Всем нам время от времени нужен человек, который способен объяснить все.

Актрисе Ирине Жарковой досталась в этом спектакле роль без слов, но это очень важная роль. Это девочка с пионерским галстуком, которая читает книгу. Она не вмешивается не во что, смотрит на всех со стороны, задумчиво и удивленно. Но в финале радостно бежит к снова появившемуся откуда ни возьмусь страннику Луке, и садится с ним рядом, становясь частью этого мира. А история ночлежки и истории ее обитателей становятся частью мира нашего, хотя написаны были в начале 20 века, 1901-1902 годах. Это, наверное, самое трогательное, что есть в спектакле.

И вновь хотелось аплодировать стоя Театру Дождей. В крошечном пространстве, с минимумом декораций, но с блестящей актерской игрой, выверенными отточенными диалогамиp7jvw1xVMao, на глазах у зрителей разворачивается великолепное действие. На него смотришь, затаив дыхание, отринув все прочие мысли и переживания. Ты там, в забытой Богом ночлежке, с этими удивительными  персонажами, которые пытаются выжить, остаться людьми, и каждый со своими слабостями: кто-то уходит в запои, кто-то зачитывается любовными романами, придумывая себе безумные романы. А в финале прекрасно поющие артисты Театра Дождей спели ужасно грустную русскую народную песню «Колодники» на стихи Алексея Толстого.

Путь сибирский дальний.
Динь — бом, динь – бом,
Слышно там и тут:

Нашего товарища
На каторгу ведут.

Алла Игнатенко, специально для MUSECUBE

Фотографии Марии Чайки предоставлены Театром Дождей


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.