Утиная охота: история маленького человека

Утиная охота: история маленького человека
Фото Юлии Кудряшовой

Перенесенная весенняя премьера спектакля «Утиная охота» была представлена в сентябре, и, как нельзя лучше, вписалась в текущую петербургскую погоду. Ожидание эфемерного светлого будущего, в данном случае, воплотившееся в образе утиной охоты, наложилось на минорную ноту настроения северного города. Есть ли ощущение надежды на то, что все будет хорошо после просмотра спектакля? Пожалуй, что нет.

«Утиная охота» — вторая режиссерская работа Романа Кочержевского, дебютировавшего ранее спектаклем «Мертвые души». Придя ставить в труппу, которую несколько лет собирал Юрий Бутусов, вольно или не вольно приходится соответствовать. Актеры подобраны правдиво, а их персонажи получились довольно симпатичными сами по себе, даже вне контекста. Выкинув своих героев из понятных шестидесятых годов прошлого века, режиссер не нашел им места: текст из прошлого века, декорации безликие во временном плане, костюмы современные. Классическая литература на то таковой и является, что ее сюжеты и характеры вечны, но в данном случае не совсем понятно – режиссер хотел осовременить героев или сохранить авторские пространственно-временные рамки.

Зилов (Виталий Куликов) — довольно неприятный персонаж, ему скучно, он, в общем-то никого не любит и никому не сочувствует. Будучи очень уверенным в себе, главный герой убежден, что может делать все, что захочется. Его оружие – манипуляция, которое он мастерски использует в отношениях с близкими. Как вовремя можно напомнить жене, Галине (Лаура Пицхелаури), о романтике, когда она собралась развестись, или предложить свою любовницу, Веру (Наталью Шамину) своему шефу, пока жена в отъезде, а на рабочем месте от скуки можно приударить за заблудившейся студенткой Ириной (Лидия Шевченко), пока коллега Саяпин (Федор Пшеничный), будет решать возникшие проблемы. И все вроде бы в жизни Зилова в порядке: новая квартира, успех у женщин, хорошая работа. Но ему скучно, и даже в шутку подаренный венок, должным образом не волнует героя. Единственная его страсть – утиная охота, к которой он начинает готовиться задолго до поездки. Странный, мечущийся, далеко не привлекательный Зилов — маленький человек, который не очень хорошо решает поставленные ему жизнью задачи.

Недолго думая, режиссер уже в первой сцене, дает нам то самое выстрелившее чеховское ружье, которое в данном случае олицетворяет гитара: перед нами Зилов, который неспешно перебирает струны, а потом разбивает инструмент о сцену. Сразу тревожно, очевидно, что трагедии не миновать. Последняя зарисовка в спектакле: диктор читает психологические портретные зарисовки героев. К чему это? После трех с лишним часов, проведенных вместе с персонажами, зрителям решили, наконец, обозначить, кто есть кто. Довольно странно смотрятся эти импровизированные титры к спектаклю. К чему Роман Кочержевский делает две прямолинейные и дерзкие сцены, как будто самого материала мало, чтобы донести художественный замысел и идею?

 

Яна Квятковская специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.