В ожидании Годо

А Мастерская-то здорово продвинулась в формировании собственного театрального контента! Начав как площадка, где Паперный мог реализовывать свои режиссерские идеи, за каких-то пару лет маленькая сцена стала не просто местом, где СМОТРЯТ спектакли, но и все чаще — где их целенаправленно СТАВЯТ. Стас Шаповалов (программный директор) проделал огромную работу в этом направлении, сформировав АУДИТОРИЮ театральной Мастерской. Правильные люди и качественный материал — неплохая фишка, да?godo

Главная премьера ноября — В ОЖИДАНИИ ГОДО — как раз из этой истории. Постановщик — Кирилл Вытопотов, художник — Нана Абдрашитова, продюссер — естественно, Шаповалов. Частое сотрудничество в рамках Мастерской Вытоптова/Шаповалова оказались довольно успешными. Почему именно эта пьеса? Ну , может, потому что Беккет… может, потому что очень уж знаковое произведение для мировой литературы… может, не сильно замылено многочисленными инсценировками, ну а скорей всего — захотелось.

Беккет вообще занимательный был старик: дружил с Джойсом, был его личным секретарем, попутно сведя с ума его и без того сумасшедшую дочь, полжизни провел в Париже, писал, что вздумается, поставив с ног на голову литературу хх века и получив, в конце концов, за это Нобелевскую премию. Наверняка, можно поставить с десяток спектаклей по его биографии, но куда интересней сделать очередную попытку воплотить эфемерное: «В Ожидании Годо» усилиями Вытоптова/Абдрашитовой со сцены Мастерской уже пробирается ядовитым плющом в неокрепшие хипстерские умы.godo1

По-большому счету, суть пьесы полностью отображена в названии. Герои — вне времени, вне связи с условностями, без прошлого, настоящего и будущего, ожидают Годо, который — на усмотрение — бог, смысл жизни, абстрактная идея, надежда на, ну или в отсутствие других вариантов — человек по имени Годо ( мало ли…). Это одно из тех произведений, которые удивляют своей гениальностью даже автора и практически сразу становятся вещью в себе и абсолютом. Поэтому содержание спектакля не так уж важно, как и форма. Вытоптов крайне бережно обошелся с оригинальным текстом, оставив его практически нетронутым, зато переместил место действия в абстрактную городскую квартиру с микроволновкой, торшером, облезлой елкой, разбросанными кедами, носками и затерявшимися среди этого всего героями.

Режиссер немного сдвинул акценты с преобладающих в тексте экзистенциальных на комедийные. Да, это, безусловно, комедия, что становится очевидным уже через 2 минуты спектакля, потому что … смешно. Реально, очень смешно. Квартету Паль/Матвеев/Ребров/Калинин удалось разыграть практически тарантиновские мизансцены и диалоги. Все актерские моменты безупречны настолько, что даже трудно кого-то выделить. Это важно в том плане, что суть пьесы не в словах — скорее в жестах, мимике, пластике, в чем-то неосязаемом, но упорно витающем в воздухе и обретающем все большую плотность к концу.

Свободная от специфических примет времени, своенравно игнорирующая такие поверхностные украшения, как сюжет и логичность повествования, пьеса концентрирует внимание на скрывающихся под этой скорлупой причудливых формах жизни.

Но круче Беккета все равно не скажешь: «это сочинение не о чем-то. Оно и есть это ЧТО-ТО. »

Стелла Татевосян, специально для MUSECUBE

Фото — Алесандра Атаманчук


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.