Театр начинался на улицах и площадях, когда бродячие актерские труппы играли для народа пьесы о королях, влюбленных и шутах. И фестиваль «Театральный марш», который проводит Московский театр на Таганке уже в пятый раз, возвращает нас к самой сути театра, его истокам и настоящим эмоциям. 12-часовой марафон спектаклей и абсолютная свобода зрителей — лучший подарок городу в его юбилейный день рождения.

Сад «Эрмитаж» превратился в необыкновенно уютное пространство для всех — дети с упоением валялись на траве (спасибо хорошей погоде), рисовали в активной зоне, участвовали во всех спектаклях в относительно новом жанре сторителлинга от театра «Студия историй». В двух беседках актеры студии рассказывали о еде, Куликовской битве и самых простых вещах нашей жизни так интересно, что дети всех возрастов от 6 до 56 лет полностью погружались в мир воображения, истории и ассоциаций. Актеры студии волшебники — они творят невозможное, вызывая у детей интерес к познанию и учебе. И наблюдая за происходящим внутри этих двух беседок, зрители начинали улыбаться, сами того не замечая.

Театр «Школа современной пьесы» представляла спектакль «Вредные советы» по известной абсолютно всем книге Григория Остера, и было заметно, как публика постепенно включалась в игру с актерами. Сначала дети немного не доверяли актерам — неужели так можно говорить, девочек же нельзя дергать за косички — оглядывались мальчики на своих пап, но постепенно они включились во все репризы и стали полноправными участниками спектакля. А по родителям было заметно, как мысленно они переносились в свои воспоминания, проговаривая давно заученные тексты и улыбаясь своим воспоминаниям.

«Театриум на Серпуховке» показал очень искреннюю, звонкую и такую родную сказку «Летучий корабль». Если до него на траве сада еще оставались скептики и слишком взрослые люди, то хор бабок-ёжек и прекрасная Забава заставили всех забыть о времени и возрасте. На фестивале было очень много музыки — харизматичный бродячий оркестр, зажигал перед каждым спектаклем; Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко представил на главной сцене концерт по мотивам самых знаменитых оперетт; артисты «Школы драматического искусства» в постановке «Гиляровский» кроме фрагментов из книг «Москва и москвичи» и «Люди театра» исполнили песни начала ХХ века, погрузив зрителей в атмосферу еще дореволюционного города.

Семь харизматичных артистов «Балета Москва» на языке танца, рассказали историю жизни сильных характеров, не оставив ни одного равнодушного зрителя, а это главный признак хорошего балета. Театр им. Пушкина погрузил фестиваль в Рождество. Уютная, небольшая история на открытом пространстве не потерялась, заворожила и полностью подчинила себе всеобщее внимание. Осталось очень приятное ощущение «голода», хочется пересмотреть этот мюзикл еще раз в камерной обстановке театра. Но это постановка для сердца, в ней невозможно ничего анализировать — только чувствовать и переживать.

Закрывал фестиваль, конечно, его автор — театр на Таганке. А это всегда немного провокация, вызов зрителям. В этом году два спектакля — «Золотой дракон» и «Вий», тоже вызвали много обсуждений на полянах фестиваля. Главное — не было ни одного равнодушного зрителя, уже расходясь по домам почти ночью, люди обсуждали, спорили, делились мнениями, но сходились в одном — надо сходить на

Таганку и пережить это еще раз. А театральная группа Liquid Theater окончательно встряхнула весь фестиваль своим перформансом «Красные матросы», где слышался Блок и революционные идеи в самом своем лучшем исполнении.

Выкроив для нас немного времени в общей радостной суете, на несколько вопросов о театре, детях и Москве смогла ответить автор идеи и руководитель фестиваля, директор Московского театра на Таганке, Ирина Викторовна Апексимова.

— Что в этом фестивале для вас самое главное? Зачем вы его организуете?

Мне это нужно, потому что я актриса, я люблю полный зрительный зал. Я люблю аплодисменты зрителей, так устроено. В последние годы, это далеко не секрет, я больше времени занимаюсь тем, что я директор. И гораздо меньше времени выхожу на сцену в качестве актрисы. Эти аплодисменты одиннадцати или двенадцати театров, которые они получают от тысяч зрителей, я принимаю на свой счет. То есть я абсолютно эгоистична в этом случае.

— Есть ощущение, что когда театр выходит в парк к людям, то он совершенно меняется. На ваш взгляд, это совсем новые спектакли или они просто немного другие?

Ну, это не другой спектакль, это все равно адаптация. Да, артисты, они как животные, приспосабливаются к той атмосфере, в которую попадают. Естественно на такое большое открытое пространство нужно больше энергии. И понятно, и голос громче и глаз ярче, если грубо говорить. Конечно, изменяется спектакль. И вообще спектакль отличается от кино тем, что каждый день он другой, он живой. И естественно, выйдя из театра на открытое пространство он совсем другой. Это такое профессиональное издевательство.

— В программе очень много детских спектаклей, и даже в новом жанр сторителлинга. Что, на ваш взгляд, для детского спектакля важно сейчас? Что в нем должно быть, чтобы он понравился детям?

У нас в театре на Таганке раньше никогда не было детских спектаклей. Мы сейчас сделали как бы, на первый взгляд, не совсем детскую историю «Старая, старая сказка» — солдат, принцесса…Делали ее абсолютно честно, как взрослый спектакль, без сюси-муси-пуси. И они просто слышали живую интонацию. Для детей сложнее работать, их не обмануть спецэффектами, костюмами и всем остальным. Они слышат сердцем. Поэтому для детей нужно работать по-настоящему.

— Сегодня мы отмечаем день рождения Москвы. И как вы считаете, есть ли у города свой характер? Какой он?

Мне трудно это сформулировать. Он абсолютно точно существует, я обожаю этот город. Где бы я ни была, у меня есть любимейшие места — Венеция, Рим, Лондон, но я абсолютно счастлива, когда я возвращаюсь в Москву. Тогда особенно ощущаешь эту атмосферу. Я с большим пиететом отношусь к Санкт-Петербургу, но это не мой город, с другом характером. Вот этот сумасшедший темпо-ритм города, в котором все может случиться. Вот в нем есть свой кайф.

— И если этот фестиваль перенести в другой город, он будет другим, не таким теплым.

Да, именно в Москве, вот с этой непредсказуемой погодой — то дождь, то солнце, с этим огромным количеством народа — мы бегаем марафон от площадки к площадке. Только в этом городе может быть такой фестиваль.

— А если представить, что Москва — это человек, то что бы вы могли пожелать ей на день рождения

Добрых друзей. Но конечно в первую очередь — здоровья и счастья, если это человек. А это всё.

Татьяна Елизарова, специально для MUSECUBE

Фото автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.