12-го марта на Новой сцене Александринского театра в девятый раз вручили Санкт-Петербургскую премию для молодых «Прорыв». Премия присуждается режиссерам, актерам и театральным художникам не старше 35 лет, представившим на петербургской сцене экспериментальные и новаторские постановки. В этом году в экспертный совет премии вошел директор Театра имени Евгения Вахтангова Кирилл Крок.
Особенно высоко он оценил работу режиссера Наталии Лапиной в Городском театре. Спектакль, поставленный по дневникам и воспоминаниям актеров Первой студии МХТ Кирилл Крок пригласил в Москву в свой театр, для показа артистам театра, журналистам и, конечно, зрителям.
В качестве площадки было выбрано пространство амфитеатра Симоновской сцены: уютное и камерное.
Первое, что поражает, это колоссальный объем работы, который осуществили создатели спектакля. Было переработано 8 автобиографий, 4 учебника по актерскому мастерству, 30 статей, а также множество писем, лекций и архивных материалов. И, как ни странно, собранный по кусочкам спектакль удивительно целый и динамичный. Действие разворачивается бурно и стремительно, ни секунды не оставляя зрителя в состоянии покоя.
Евгений Вахтангов (Роман Михащук), Михаил Чехов (Илья Ходырев) и их соратники по Первой студии МХТ, которые теперь нам кажутся закостеневшими портретами из учебников по актерскому мастерству, внезапно превращаются в молодых, целеустремленных людей, творцов и экспериментаторов. Они, еще не ставшие великими, показывают и свои слабые места, и неудачи, и взлеты. Сложно передать невероятный заряд эмоций, который, как бывает в лучшем театре, сквозь невидимую ниточку невесомых проводов передается от сияющих артистов воодушевленным зрителям.
Театр начинается с вешалки, именно поэтому вешалка с многочисленными костюмами является одной из немногих средств художественной выразительности спектакля. Декораций немного, а реквизит весь «игровой» — проволоки, гвозди, вешалки и даже вечно укоряющий и несколько устрашающий К. С. Станиславский из картона – все в лучших традициях минимализма Первой студии и грани между психологическим и игровым театром.
Также удивила работа «за кадром»: в спектакле о той эпохе, в которой творили Станиславский, Чехов и Вахтангов, не обошлось и без кино, в котором и Вахтангов, и Чехов потерпели полное фиаско. Ребята из Городского театра сняли настоящие немые черно-белые фильмы, невероятно уморительные в своей наивности.
Это очень счастливый спектакль — смех в зале звучит почти беспрерывно, но и ощущение легкой грусти ему присуще — он рождает именно то ностальгическое чувство вроде бы знакомого, но такого далекого прошлого, словно это попытка прикоснуться к тем личностям, которые, сами того еще не зная, рождали новое и великое в русском театре.
Получился настоящий Театр о Театре, легкий, динамичный, и с невероятной душой, а теплота, с которой артисты говорят о других больших артистах, пронизывает все, начиная с театральных вешалок, заканчивая зрительским сердцем.
Юлия Зу специально для Musecube
Фоторепортаж Юлии Солодовниковой смотрите здесь
Фоторепортаж Ксении Логиновой можно посмотреть здесь
Добавить комментарий