— Свифт? Кто это?
— Кажется, что-то насчёт платежей.
(из разговора двух йеху)
С изумлением увидела в выходных данных фильма «Дом, который построил Свифт» дату: снят в 1982 году. Я точно помню, что смотрела его уже в институте, под литавры «перестройки». Полезла в «Википедию».
_______________________
Факты о фильме:
Фраза «Когда случилось это? — Сегодня, как обычно, в пять часов» губительно сказалась на судьбе фильма. Выпуск фильма на экран совпал с чередой кремлёвских похорон — Брежнев, Андропов, Черненко. Поэтому телепремьера фильма, снятого в 1982 году, состоялась только 3 ноября 1985 года. Его повторный показ был анонсирован на август 1991 года, однако в связи с выступлением ГКЧП вся телепрограмма была отменена (по ТВ транслировался только балет «Лебединое озеро» и выпуски новостей с зачитыванием Постановлений ГКЧП), таким образом, показ фильма по ЦТ тогда так и не состоялся.
_______________________
Мне кажется, что мне не кажется. Эта история, как Джоконда, которая, как известно, выбирает — кому нравиться, сама решает, стоит ли выходить на люди. Поэтому стоит присмотреться не к ней, а к людям.
Из единственной «нейтральной» рецензии на сайте «кинопоиск» (всего рецензий 11, положительных 10, отрицательных нет) от автора «Глюм»: «Декорации и вся атмосфера из «Обыкновенного чуда», актерский состав стандартный для Захарова, зауми в три раза больше, чем в «Том самом Мюнхгаузене», и, слава богам, мрачняка в два раза меньше, чем в «Убить дракона», вот вам составляющие «Дома».» Писано в 2014 году. Это – нейтрально, господа. Улыбайтесь.
В тот первый раз фильм (скорее, спектакль, а лучше – читка) смутил своей непохожестью на то, что мы привыкли получать от тандема Горин-Захаров. Обычно их творения – это перчинка мудрости в море юмора. «Дом…» же переполнен горечью. Горин еще не воскликнул «чума на оба ваши дома», но уже понял, что финал «Мюнхгаузена» не удалось донести до зрителя как трагический.
В стране царило прекраснодушие танцев на «руинах» прошлого. Человечество (местного розлива) расставалось со «сброшенными» оковами смеясь. И вдруг – декан Свифт. В глубокой депрессии, молчит, окружил себя чудаками, репетирует смерть. В чем цимес, как извлечь из всего этого позитив? Потому что это же Горин, Горин – это весело, ну так чему радоваться, покажите пальцем. Как это – нечему? Вот же, у нас «перестройка», прошлое – на свалку, мы поменяли свою судьбу…
Минуточку.
Судьбу свою поменял часовой у тюрьмы на рыночной площади. Сломав систему и отдав за это жизнь. А откуда пришла «перестройка», давайте не будем заблуждаться. Когда в 91-м мы начали понимать, что «это клюквенный сок» — нам дали крови тех троих, что попали под гусеницы растерявшегося танка. Тут уж поверить стало легко, а не поверить — небезопасно. Вы подняли глаза в хронологию фактов о фильме?
Фильмы Захарова, между прочим, обычно расходятся на цитаты:
— Видел я их Италию на карте, сапог сапогом!
— Вы привлекательны, я чертовски привлекателен, чего зря время терять?
— Он был без ружья. Как так? Ну я же вам говорю, он пошел на охоту…
А что мы помним из «Дома, который…»? Лично я только «у нас радость – доктор тронулся».
Между тем, там главное сказано прямо.
Мне никогда не было понятно, зачем в пьесе (и фильме) дикая вставка, как будто вырванную доктором страницу по ошибке заменили куском из Маяковского (Тут надо напоминать, что у ВВ есть в анамнезе пьесы? Нет? Ну слава богу.). Вот этот «визит из будущего». В 85 году эти зеваки, пристающие к классику с единственным интересом «Стелла или Ванесса» казались какими-то уродцами из района НЭПа, не ближе. «Мы не такие, декан, вас обманывают!» — думалось нам в мои семнадцать лет.
Сегодня в антракте йеху уходили пачками, ребята. Вы сделали спектакль века; который, вполне вероятно, не будет иметь «успеха». «Дом, который построил Свифт» снова пришел вовремя. Пьеса себя дописала.
«Он нанял актёров, чтобы те несли людям его мысли. Но наш губернатор оказался хитрее — он нанял зрителей.»
Г. Горин, 1980 – 2016гг.
Елена Трефилова специально для Musecube
Использованы фотографии из репортажа Дарьи Яровой, сам репортаж можно посмотреть здесь
Добавить комментарий