Спектакль Служанки в постановке Романа Виктюка является примером того, что легендарные произведения искусства живут вне времени и пространства. И находятся в своей собственной вселенной, куда 3 апреля мог попасть любой человек, волей судьбы оказавшийся в городе Санкт-Петербурге.
Автор пьесы, французский писатель, Жак Жене кажется передал своему творению присущее ему самому качества: бунтарский дух, сложность образов, утонченность. Он говорил:«Я считаю, что в “Служанках ” играть должны мужчины. Да, именно мужчины».
Премьера Служанок состоялась в далеком 1988 году, на сцене Театра «Сатирикон». В дальнейшем став первым спектаклем Театра Романа Виктюка. Нужно ли говорить, что в конце 80-х для советского зрителя мужчины, исполняющие роли женщин, вызвали настоящий шок. Но это не помешало ему стать популярным как в нашей стране, так и за ее пределами. За более чем двадцатипятилетнюю историю сменился уже не один актерский состав, претерпела множество изменений и сама постановка. Если говорить более точно, то сейчас на сцене блистает уже третья редакция спектакля. А в 2012 году, произошли изменения в актерском составе — из Театра Романа Виктюка ушел актер Дмитрий Жойдик, исполняющий роль Клер в течение многих лет. Созданный им образ безусловно полюбился постоянному зрителю, поэтому молодому актеру Александру Солдаткину, пришедшему Дмитрию на смену, первое время приходилось непросто от постоянных сравнений и критики. А тому, кто увидел спектакль в первый раз, будет сложно представить в роли Клер кого-то другого, кроме Александра, который замечательно справился со своей ролью, внеся в ее образ новые оттенки.
Просто пересказать сюжет этого спектакля – значит ничего о нем не рассказать. Ведь когда на протяжении двух часов завороженно наблюдаешь за магическим действом, состоящим из совершенства музыки, пластики и цвета, то сюжетная линия отходит на второй план. А если пытаешься описать чувства и энергию, то понимаешь, насколько ограничивают слова. Служанки Романа Виктюка несут в себе сильнейший энергетический заряд. Спектакль удивительно гармоничный, изысканный и завершенный. Фантастическим образом в нем сочетаются все используемые элементы, как в природе, где сочетание четырех энергий земли, воды, огня и воздуха рождают жизнь. Каждое движение актеров на сцене отточено и продумано, каждый вздох, каждый жест. Грим на лицах, в виде масок, красные перчатки на руках, и конечно же невероятная пластика — вместе образуют наполненные, страстные и утонченные образы. Причудливые костюмы и декорации, задействованные в постановке, только усиливают ее восприятие. Три цвета спектакля: страсть, выраженная красным цветом, черный цвет, скрывающий правду с глаз, и чистый невинный белый. Эту фантастическую красоту венчает пробирающая до мурашек музыка в исполнении французской певицы и актрисы Далиды, а также канадкого автора и иполнителя Даниэля Лавуа. И все это вместе рождает совершенство формы и звука. Во время просмотра непременно приходит понимание того, насколько неуместны были бы в данной постановке женщины. Только настоящие мужчины могут так честно передать эти образы.
Служанки – это отнюдь не криминальная история о том, как две сестры задумали лишить жизнь Мадам, в доме которой они были служанками. Скорее это история о том, как прозрачные и хрупкие мечты разбиваются о материю реальности. Во все времена будут те, кто не сможет спокойно ходить по земле, видя как другой — свободно порхает высоко над ним в небе. И понимая, что эта красота и легкость недостижимы, черные чувства завладевают сознанием. Но ненависть и зависть в конце концов уничтожит лишь того, кто ее породил. Таков закон Вселенной.
До сих пор не утихают горячие споры об этом спектакле среди зрителей и критиков. Мнения высказываются самые разнообразные, однако равнодушных людей нет и быть не может. И те, кто, находясь в зале, может откинуть все предрассудки, сидящие в голове, перестать анализировать происходящее, и позволить себе начать чувствовать, обязательно вернутся, чтобы наслаждаться спектаклем снова и снова. Невозможно забыть ту энергетическую волну, которой накрывает с первых же секунд и те тонкие чувства, которые потом на протяжении многих дней не дают прийти в себя и отдаются эхом из глубин сознания. Хочется верить, что 25 лет для такого спектакля всего лишь самое начало!
Екатерина Горчакова, специально для MUSECUBE
Фотоотчет автора смотрите здесь
Добавить комментарий