Взгляд в пропасть

«Одинокие» — знаменитая пьеса Герхарта Гауптмана, художественно воплотившая в себе непривычную концепцию человека, в постановке режиссера Дениса Хусниярова, в премьерном показе была представлена зрителю 28 февраля в «Театре на Васильевском».odinokie

Герхарт Гауптман всем своим творчеством утверждал, что каждая частная судьба и каждый отдельно взятый случай, происходящий в ней, интересны и могут стать предметом творчества. В его произведениях, в большем количестве, изображается жизнь простых людей в обычных жизненных условиях, в которых нет места резким эксцессам, какой либо грандиозности, коренным переворотам и т. п. Человеческая судьба и его внутренний мир -вот что приковывает основное внимание в «Одиноких», а сама жизнь героя вынесена за пределы социальности. Таким образом, проблемы, волнующие героя Гауптмана, носят не бытовой и вообще не социальный, а философский характер и лежат вне плоскости человеческих взаимосвязей и взаимоотношений. Трагедия этого героя заключается в том, что он
остается один на один со своими противоречиями.

В пьесе отмечается проблема «столкновения отцов и детей» которая трагически осложнена еще и тем, что Иоганн (Артем Цыпин) ведет бесконечную борьбу его естественнонаучных взглядов с религиозными взглядами своего отца (Юрий Ицков), не соглашается с вольными и свободолюбивыми реалиями своего друга Брауна (Владимир Постников). Он тяготится домашними условиями, но одновременно понимает, что никто в этом не виноват, и не может бросить жену и родителей.odinokie2

Режиссёрская работа, в постановке пьесы Гауптмана, производит впечатление нового драматического искусства, по-новому раскрывая философскую проблему человеческого бытия в мире. Смысл спектакля заключается в попытке Хусниярова показать тотальность одиночества, несводимость его причин к частной судьбе человека, который теряет традиционные представления об упорядоченности мира. Рушатся привычные стены, возведенные обществом, религией, наукой и близкими людьми.

Образность, созданная режиссёром на сцене, и воплощенная в пространствах разного уровня — усадебном, городском, семейном, природном, водным или «большом» мире Анны Мар (Илона Бродская), очень хорошо демонстрирует тщетные попытки человека спастись от хаоса бытия. И здесь Гауптман остается в рамках традиции – его герой пока еще не находит нового центра внутри себя. И таким образом, поступки, слова и действия персонажей в «Одиноких» одновременно с окружающими их пейзажами и интерьером работают на смысловое наполнение сюжета, расширяют и углубляют его философский план.

Так, например, образ озера, соединяющий в себе манящую красоту и впоследствии смерть, приобретает в драме характер некой утопии.odinokie3

Для Иоганна озеро становится символом свободы, преодоления душевного плена. При этом то изначальное единство, в котором в представлении героя неразрывно сосуществовали озеро и дом, разрушается. Иоганну в конце концов начинает ощущать себя «узником» в доме с парком, окруженном высокой стеной и отделенном от большого мира озером и садом. И совсем по-другому ощущает себя здесь Анна Мар. Озеро для нее – это лишь преграда, заслоняющая собой ту свободу, которую она видит вдали. Анна смотрит не просто на озеро, а за него, словно «сквозь». В данном случае озеро интерпретируется как рубеж, который Анна способна преодолеть на пути к свободе.

Режиссер пользуется и управляет даже настроением каждого героя, которое должно господствовать и увлекать зрителя, но оно специально изображено слишком блеклыми красками, уступая по яркости настроению семейного очага, поэтому зритель все-таки встает на сторону Кэте (Ульяна Чекменова) и фрау Фокерат (Наталья Кутасова). В финале драмы Иоганну все-таки удается вырваться из обременительных для него семейных уз, что закономерно завершается катастрофой. Покинув свой дом, герой бросается навстречу открывшемуся ему пространству и погибает в нем. Так герой драмы, вытесненный из центра бытия, не находит себе места в нем, чем и обусловлена трагическая развязка «Одиноких».

«Одинокие» — это драма человека, желающего соединить мечту и свой идеал – с реальностью, которого ждет катастрофа. Или это злой замысел жизни, в которой каждый из нас по сути вечно одинок. И что бы мы ни говорили, что бы мы ни делали и как бы мы не боролись друг с другом – мы никогда не поймем вполне друг друга, ведь в душе каждого человека, на самом ее дне, есть место, куда никто не может заглянуть.

Роланд Савьен, специально для MUSECUBE

В репортаже использованы фотографии Театра на Васильевском


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.