Забытые в песочнице

5 октября, в рамках XXVII международного театрального фестиваля «Балтийский дом» «Имитация жизни» показали спектакль «Песочница» по пьесе М. Валчака, Польского Театра имени Александра Фредо города Гнезно. Режиссер спектакля Евгения Богинская – ученица известного педагога Вениамина Фильштинского. Спектакль создан при поддержке Самоуправления Великопольского воеводства Института Адама Мицкевича, польского фонда театральных деятелей «Театральная площадь», Общества артистов театра, кино, радио и телевидения. Спектакль шел с синхронным переводом.

Театр имени Александра Фредо впервые участвует в фестивале «Балтийский дом», представляя пьесу современного польского драматурга Михаля Валчака. Его пьесы ставятся и в родной Польше и зарубежом. Пьеса Песочница уже стала классикой польской драмы начала XX века.

Особенность этой постановки заключается в русской режиссуре и особой концепции, положенной в основу этого спектакля. Режиссер подходит к тексту Вальчака достаточно вольно. Это размышления на тему современных нейрофизиологических исследований, изменивших подход к работе мозга, особенно процесса запоминания. Согласно этой концепции в воспоминания человека, во время повествования постоянно имплантируются новые детали, и становятся частью этих воспоминаний, таким образом, с каждым рассказом человек все больше отдаляется от реально произошедших событий. Наши воспоминания, это также и наше воображение, наши эмоции и мы сами.

Спектакль начинается с небольшого фильма, где режиссер рассказывает о концепции памяти, в нем речь идет об избирательности человеческой памяти, так как они являются продуктом нашего воображения, видения реальности и зависят о того, как мы ощущаем себя и свое внутреннее состояние.

Постановка, основанная на этой теории, состоит из многосерийных этапов, образов, событий и диалогов, последовательно повторяющихся между двумя героями. Эти диалоги проходят с различным эмоциональным настроем двумя парами актеров – пятилетними детьми и 18 –летними юношей и девушкой.

Многие сцены пьесы разыгрываются несколько раз, с точки зрения разных героев. Это как будто воспоминания Милки, с романтическим окрасом и воспоминания Протаса, где он представляет себе серьезным героем, они повторяют одни и те же диалоги в рамках контекста и настроениях, при этом, самые знаковые сцены спектакля играются только один раз.

Текст пьесы разбит на емкие цитаты. Начинается с того, что Протас изображает монолог Бэтмэна, его первый диалог с Милкой, оканчивающейся конфликтом и ссорой. Другая пара актеров сопровождает их своими действиями на заднем плане сцены.

Важную роль в спектакле играют «ритуальные» предметы, которые остаются неизменными в одних и тех же сценах. В сцене знакомства – детская железная дорога, как символ замкнутого круга. В какой-то момент между актерами появляется огромная труба, через которую они разговаривают, пытаясь «достучаться» друг до друга. В финале Протас пытается поймать и собрать в единое целое огромные белые шары.

Сама пьеса Вальчака достаточно радикальная, в таком прочтении она становится вызывающий. Тест дробится на несвязанные между собой части, теряя последовательность повествования, что заставляет зрителя прилагать дополнительные усилия, для понимания. Российского зрителя также почему-то вводят в ступор обилие ненормативной лексики и слов-паразитов, хотя, они изначально присутствуют и в тексте пьесы. При этом постановку интересно смотреть, она захватывает как классический американский ситком.

Спектакль заставляет задуматься над тем, насколько сильно человек искажает реальность в свою пользу, оправдывая свои не самые чудесные поступки, и о взаимоотношении полов, которые, начинаясь в песочнице, остаются такими же примитивными на протяжении всей жизни.

Галина Супрунович, специально для MUSECUBE
В репортаже использованы фотографии Натальи Кореновской


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.