Счастливее всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются.
Эразм Роттердамский
Эразм, ты неправ.
Знают, страшатся, терзаются и обольщаются они, как всякие другие и даже сильнее, потому что им не дано проникнуть в причины того, что с ними происходит, и не имеют они средств изменить свою печальную участь.
Агафья Тихоновна – СЕМНАДЦАТАЯ невеста, отказавшая Балтазару; ну вдумайтесь (ну, отсмеявшись). А он всё ходит, надеется, весёлой «развязности» своей не теряет, этот потасканный, потёртый морячок, так и сяк лелеющий единственное яркое воспоминание в жизни – стоянку в Сицилии… кстати, в наполеоновские времена там вполне могли говорить по-французски, чего ржёте… ему б и в шалаше был рай, лишь бы не в одиночестве – но кто в наше время грезит о шалаше?
Про «наше время» я не оговорилась. «Женитьба» в «Театре новых пьес» Н. Коляды в Москве – один из тех благословенных спектаклей (и вы только подумайте, прямо сразу вслед за «Тарасом» и перед «Вием», кажется, это что-то в воздухе), которые стоят вне эпохи. Видимо, тут всё-таки Гоголь. Не он один, конечно, да, скажем – тут всё-таки автор. Как правду ни наряди, она себя окажет.
А наряды, конечно, поначалу ставят зрителя в неловкое положение. Прямо как засидевшихся женихов и невест. Все в белом, будто в платьях – или в рясах? Тут вы присматриваетесь и, кроме лиц, начинаете различать костюмы. Что они прячут под юбками, уж не простоту ли, добро и правду?
Что бы ни прятали, режиссёр дал им возможность это высказать через актёрские работы. Они практически все хороши. Как я не раз замечала, нам «есть с кем остаться» и у нас «с молодёжью всё в порядке». Чуточку не очень понятна мотивация Кочкарёва – о собственной неудачной женитьбе он упоминает совсем вскользь, и, может быть, его безумное желание лишить друга утраченной им самим свободы стоило бы истолковать и смелее… и с тётушкой не всё ясно, хотя она на верном пути.
Агафья, сваха «три в одной» и все женихи – чудо как хороши вообще без околичностей. И, разумеется, музыканты. Нынче принято говорить – «полноправные участники представления», но нет, конечно, они вправе лишь комментировать действие и, на минуточку, творить ритмическую канву, по которой тут вышивают гладью и бисером.
Кстати о бисере: яблоки. Ну да, райский сад. Похватали по нижним веткам, а ни росту, ни крыльев бог не дал – а там, наверху, поди слаще…
Нам, Эразм, туда не достичь. Ты расскажи, не пожадничай. Если знаешь…
Елена Трефилова специально для Musecube
Фотографии автора
Добавить комментарий