Жизнь не терпит сослагательного наклонения

 

Если начать сначала

Театр Буфф 1 мая презентовал зрителям новый спектакль, в основу которого положена пьеса «Если начать сначала» одного из самых чутких и чувствительных знатоков человеческих душ Эрика-Эмманюэля Шмитта, современного автора, пьесы которого на протяжении долгих лет ставятся в театрах по всему миру. Взялся за постановку актер Мурад Султаниязов, которого несколько лет назад сам автор пьесы назвал лучшим исполнителем роли в спектакле, так же поставленном по его произведению. Благословлённый мастером пера, артист взялся не только за роль в очередном спектакле, на основе его произведения Шмитта, но и дебютировал в амплуа режиссера при его постановке.

Спектакль получился сценическим воплощением философского эссе с едва уловимым флером французского ироничного юмора и столь же невесомой трагичности, в чем нашел свое отражение весь шарм воздушной французской манеры письма Шмитта.

 

Помимо подхваченного у автора пьесы режиссерами спектакля (Мурад Султаниязов и Илья Кузнецов) флера, одним из главных преимуществ спектакля является его свежая для пресытившегося многообразием зрителя сюжетная основа, которая столь же нова, сколь и ретроспективна.

 

Вся сюжетная канва успевает раскрыться за первые десять минут спектакля, потом – зрителю остается постепенно распутывать клубок хитросплетений в жизни главного героя. Спектакль открывается сценой, где немолодой мужчина, устало беседуя по телефону, открывает двери опустевшего дома, где от его неловкого движения на него сваливаются старинные часы. Очнувшись, он просыпается «в самом страшном дне своей жизни», становясь гостем собственного прошлого. Тогда в юности в его окружали три прекрасные женщины, между которыми ему предстояло сделать роковой выбор: одна была прекрасна лицом, но имела скверный нрав, другая была очаровательна в своей задорности, но «уходила, когда надо выйти за рамки просто радости», и третья – малышка Мойра, смертельно больная соседская девочка, награжденная автором пророческим именем переводящимся с древнегреческого как «участь». Эти три женщины — это пути возможного развития судьбы героя, между которыми он мечется в этот самый «худший день».

 

Ему предоставляется терзающий искушениями шанс внести изменения в линиях на своих ладонях — дать своей жизни сложиться так, как она должна была сложиться, или тронуть домино, рискуя приблизить счастье или его лишиться вовсе. Устоит ли герой перед искушением переписать свою жизнь? И что наша жизнь, в сущности, — судьба или случай? Существует ли неизбежность? Эти вопросы повисают в воздухе, пульсируя безответным эхо, а главный герой в пылу сомнений заключает ознаменующую весь событийный ряд фразу: «Сомнение — путь к принятию решения». Какое решение он примет – пусть зритель узнает сам, пройдя вместе с героем по его тернистому пути…

 

Режиссура выстроена ненавязчиво, как и авторское повествование. Все мысли поданы с авторской моралью, но не навязаны зрителю. Есть кислород и возможность поразмыслить над повисшими в воздухе вопросами, неспешно разрешающимися на глазах зрителя.

 

Отдельного внимания заслуживает и сценография. Круглая сцена с зазубринками по краям напоминает запрокинутую шестеренку, одну из миллионов ей подобных в механизме судьбы, которая, в сущности, — одни огромные часы, состоящие из миллионов механизмов-людей, призванных то смыкаться, то расходиться, обеспечивая жизнь всей конструкции, на которой зиждется мир. В остальном оформление дополнено футуристическими символами: огромные воздушные шарики, имитирующие пышные кроны деревьев, лестница, закрученная как спираль ДНК, олицетворяющей бесконечность времени, вечное вращение, рождение и поглощение людей и смыслов и многие другие менее значительные, но не менее изящные штрихи.

 

Подводя итоги, этот спектакль можно рекомендовать к посещению всем от мала до велика. У него есть какая-то потрясающая способность с легкостью и свежестью говорить о довольно тяжеловесных вещах, таких как, фатализм и неотвратимость. Режиссерам мастерски удалось подхватить авторскую манеру Шмитта скользить по трагедиям и радостям людей словно легким перышком по самой глади воды, оставляя под этим соприкосновением огромные глубины смыслов.

Гусарова Виктория специально для MUSECUBE
Фото взяты с сайта театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.