Страйкбол: новое Открытие

В последние пару лет во многих местах я начала слышать это странное новое слово «страйкбол». Как и strikeмногие, я провела для себя аналогию с пейнтболом и не стала обращать большого внимания на новую «моду». Однако упоминания об этой игре я стала часто слышать среди знакомых, далеко не относящихся к молодёжи, студентам или модникам. Об этой игре мне рассказывали бывшие военные, представители IT-сферы, офисные менеджеры среднего звена. Интерес к новому занятию моих друзей и коллег подогрелся моим к ним уважением, и я решила разобраться, что же это такое.

Страйкбол — российский аналог командной игры, более известной как эйрсофт (англ. Airsoft) — некоммерческая командная военно-спортивная игра с использованием так называемой «мягкой пневматики» (дульная энергия не более 3 Дж), использующей пластиковые шарики калибром 6 или 8 мм. Так пишет нам небезызвестный ресурс Википедия. Что же это за новое спортивное веяние моды, я постаралась разобраться на месте, приехав на Открытие СК, которое проходило с 30 апреля по 2 мая 2016 года.

Об Открытии СК я узнала от своих знакомых, состоящих в команде LCN блока CUFOT. Аббревиатуры, которые я совсем не поняла, но запомнила, решив обязательно разобраться, что же это всё значит. Я позвонила организаторам Открытия СК, договорилась о заезде 30 апреля, собрала сумку (советуясь со знакомыми, конечно, иначе быть мне сейчас без глаз, ребята), захватила подругу, и мы поехали в сторону обозначенного организаторами места.

Мы поехали рано утром в субботу, чтобы успеть поговорить с организаторами перед игрой, так как во время игры они сразу обозначили свою занятость, в связи с чем, на место мы приехали одними из первых. Под мероприятие был арендован кусок леса и поля в районе станции Акри (Павелецкого направления). Дорога на полигон оказалась очень красивой, ехать было приятно, хотя и очень долго (155 километров от точки до точки), поэтому приехали мы уже вдохновленные природой и уставшие от долгой дороги.

Приезжающих встречала команда в желтых жилетах, аккуратно выстаивавшая машины при въезде на территорию, и приглашающих всех прибывших пройти регистрацию и одеть браслеты. Пока ребята из LCN, с которыми мы ехали, проходили регистрацию, мы немного осмотрели место, куда приехали. Люди в гражданской одежде и камуфляже различного окраса ставили машины, разворачивали палатки и ставили шатры. Из одного из самых больших шатров доносилась громко играющая музыка, преимущественно состоящая из классики русского панка.

Также как и все, мы въехали на территорию, проехали до места, где базировался блок CUFOT, поставили машины и разбили палаточный лагерь. Примечательно, что на поле можно было ставить палатки и машины рядом, в любом месте поля, кроме трёх дорог для проезда мимо палаток. Немного перекусив, мы отправились вылавливать организаторов, чтобы попытаться разобраться, что же здесь будет происходить.

Выловить нам удалось двоих организаторов, главного организатора игры Кирилла Краза, и активную девушку из его команды Светлану Бестию. Именно в разговоре с ними удалось выяснить значение первой загадочной аббревиатуры «СК». СК – это Совет Командиров, общественное неформальное объединение, в которое входят командиры страйкбольных команд, которое занимается тем, что наблюдает за развитием команд, их потребностями и тренировками, соблюдениями свода Правил и законодательства РФ, соблюдением прав стракболистов, а также организацией больших страйкбольных игр. Это достаточно закрытое сообщество, чтобы в него вступить команды проходят установленную проверку, а также для поддержания статуса члена СК команды должны исполнять небольшой свод правил, среди которых и обязательное появления на 3-ёх играх сезона.

«Я занимаюсь страйкболом уже 11 лет», рассказал нам Кирилл. «Это увлечение для меня очень важное, то, которое мою жизнь, в общем-то, изменило, в какой-то степени. Такое огромное хобби. Организацией я занимаюсь 7 лет, я и играю, и организовываю». Он же и рассказал нам немного об Открытии: «У мотоциклистов, если провести аналогию, есть открытие и закрытие сезонов. Ну, соответственно страйкбол исторически открывается в первых числах мая, этим тут мы и занимаемся».

Светлана также рассказала нам о том, что такое для неё страйкбол, и что такое это Открытие Ск: «Страйкбол для меня это, фактически, образ жизни. Я 10 лет этим занимаюсь, и уже поневоле это становится образом жизни. Организацией игр я занимаюсь 4 года, организую и такие большие игры, и более скромные, человек на 300. С нами активно работают военно-патриотические клубы, мы организуем игры и с участием техники, бронетехники, солдат, в лесах и на военных полигонах». Также Бестия рассказала, как будет происходить игра: «С утра будет построение, где все получат общие вводные, всем напомнят правила кратенько, пообщаемся и на полигон. У нас есть три стороны, есть сценарий изначальный, по которому команды заранее имеют вводные, а дальше как пойдёт, как командиры уже решат, как будут игроки играть. Всё, сутки. Организаторами даётся общий сценарий. К нему есть дополнительные задачи, которые командирам не известны до часа «Х». Они получают конверт, в нём написано задание, которое команды будут выполнять». Она же и пояснила нам понятие «блок»: это объединение нескольких команд, которые тренируются и играют слаженно, вместе.

Организаторы назвали нам два главных правила, которые должны исполняться на играх. И меня немало удивило, что были названы «честность» и «принцип игры». «Страйкбол – игра друзей», говорит Кирилл. Для него, как и для Светланы, самое главное в играх – чтобы люди сознавались, если в них попали, то есть играли честно, а также относились к игре как к игре. «Это игра. Это не война, это не игра на какие-либо миллионы. Мы все приехали сюда отдыхать и расслабляться. Поэтому нужно уважать друг друга» говорит Бестия.

Приезжает на Открытие СК из года в год стабильно около 1500 человек. В основном это жители Москвы и Московской области, но также в этот раз было много представителей таких городов как Калуга, Тверь, Североморск, Архангельск, Петропавловск-Камчатский. На полигоне многое было организовано для приезжающих гостей: выдавалась вода, выдавались дрова, присутствовали три полевые кухни в свободном доступе, была организована продажа полевой каши. Также на территории лагеря была организована небольшая ярмарка, где продавалась символика Открытия 2016, а также многие интересные страйкболистам вещи. За безопасностью на полигоне были призваны следить сотрудники МЧС и МВД, медики, а также сама команда организаторов постоянно следила за порядком в лагере.

Очень много было ребят, которые приехали на игру со своими детьми. В лагере оставались мамы с детьми, отдыхали, пока отцы выходили на сутки в лес. Чаще всего, это страйкбольные пары, которые познакомились на игре, после чего создали семьи. Детей постарше, лет шестнадцати-семнадцати, по разрешению родителей могли даже допустить на игру. Это разрешается не на каждой игре, но такая практика тоже есть.

В субботу, в первый день Открытия СК, происходит заезд участников. На самом деле, заезд начался ещё в пятницу, но таких активных людей, которые приехали так рано, было очень мало. Также в этот день происходит, так называемая, фестивальная часть. В этот день все настраиваются на грядущую суточную игру. Каждый настраивался на неё по-своему. Некоторые готовили спальные места и собирались уснуть пораньше, чтобы выдержать игровые сутки. Многие привезли шашлык, который жарили на мангале. Были люди, которые предпочитали выпить за успех предстоящей игры. В фестивальный день к этому относятся спокойно, на полигоне же алкоголь категорически запрещён. Если организаторами на полигоне будет замечен подвыпивший человек, организаторы могут применить меры вплоть до удаления всей команды с данной игры и ограничения допуска на последующие игры.

Блок CUFOT в субботу построился и отправился в лес, чтобы осмотреть позиции и быть лучше готовыми к предстоящей игре. После прогулки по лесу, все члены блока собрались вместе на коллективный ужин, после которого ребята растянули на берёзе экран, включили проектор и стали смотреть фильм «Падение Чёрного Ястреба». Как мне рассказали представители блока, этот фильм очень любим страйкболистами, и смотреть его перед игрой – почти добрая традиция, позволяющая настроиться на игру и набрать нужные эмоции.

Этим вечером мне удалось узнать, как расшифровываются аббревиатуры LCN и CUFOT, а также узнать больше о том, что такое Открытие СК. «Открытие – это фестиваль, в основном», рассказывал нам Отец Фёдор из Тринадцатого штурмового. «В основном фестиваль, с чего начинается нормальный игровой сезон. Многие люди давно не виделись, многие люди вообще кроме игр не встречаются, потому что они в разных местах работают, в разных местах живут. А здесь они встречаются». Он же и расшифровал нам аббревиатуру CUFOT — Centre Unis Francais des Opérations Terrestres, Центр Наземных Операций Объединённой Франции в переводе с французского. Это сообщество команд, моделирующих Францию. В состав блока входят команды 13-й Штурмовой, Hawks Inc, Velociraptor, Serval, LCN. У каждой команды своя символика, также есть общая символика блока.

Поговорили мы и с Хемулем, заместителем командира команды LCN, который рассказал нам о своей команде. LCN — Les chevaliers du nord, в переводе с французского Рыцари Севера. Команда моделирует 2-й Парашютно-десантный иностранный полк Иностранного легиона Франции. Команда новая, на игру выбралась в первый раз, однако многие её члены в игре с 2009-2010 года. Открытие для Хемуля – хорошая традиционная игра с большим количеством народа и большим количеством «пострелушек». «Страйкбол для меня – это возможность сбросить негатив, накопленный за какое-то определенное время, никому, при этом, не навредив, и с интересом провести это время», рассказал нам Хемуль. «Честность – самое главное. И взаимоуважение. Это самое главное на играх» вторил он предыдущим нашим собеседникам, подтверждая моё закравшееся подозрение, что страйкбол – одна из самых честных игр, которые существуют.

Помимо французов на играх представлены немцы, русские, голландцы, швейцарцы и могие другие. Но с ними мы познакомились уже на следующий день. Вечером же первого дня мы посмотрели с ребятами фильм и отправились спать, чтобы утром с новыми силами начать охотиться за информацией.

А на следующий день нас ждал целый парад людей во всевозможных расцветках камуфляжа, с развивающимися флагами и игровой техникой. Все ходили серьёзные, в ожидании и нетерпении перед предстоящей игрой, но не забывающие при этом поправить себя перед камерой. Первое время мы просто смотрели и наслаждались, провожая эту великолепную толпу в лес. А после и мы отправились вслед за ними.

На Открытии было принято правило, что если во время игры тебя убивают, ты должен повязать себе красную повязку и отправиться в «мертвяк» или, как его ещё называют, «госпиталь». Это огороженное киперкой место, где можно было попить чаю, немного перекусить и отдохнуть, а через 20 минут после входа возвращаться в игру. Именно в этой зоне мы и решили продолжить своё знакомство с представителями сторон и команд.

В первую очередь, конечно, было интересно, что используется на играх в страйкболе. «В страйкболе используют электро-пневматические прототипы настоящего оружия, они абсолютно похожи. Есть пиротехнические миномёты, пулемёты, автоматы — выбор огромный» рассказывал нам Краз ещё при первой встрече. А подробнее мы смогли узнать уже у представителей разных команд. В страйкболе имеются прототипы огромного количества видов автоматов, G36, АК, M4, М16, различные снайперские винтовки, миномётные, минные средства, пистолеты, резиновые ножи… фактически, вся линейка вооружения. В процессе некоторых игр возможно покататься на танке и даже из него пострелять, в других используются вертолёты, в третьих корабли или лодки. Всё, на что хватит фантазии у организаторов, и на счёт чего возможно будет договориться.

Камуфляж и оружие выбирается каждой командой самостоятельно, в зависимости от того, кого они хотят моделировать. Ребята из команды Швейцарии рассказывали, что происхождение их камуфляжа пошло от немцев, использовался он с 53-его по 90-е годы. Называется он «Альпенфлаг». Он резко отличается от остальных наличием красного цвета, что немного мешает им летом, но отлично помогает осенью и весной. Их команду собрал телеведущий Иван Зинкевич около 2007 года. Члены команды рассказывали: «Началось это всё с того, что этот человек однажды зашёл на барахолку и купил такие штаны, они с подтяжками. Спросил, а что это такая ерунда? Ему объяснили, что это швейцарский камуфляж своеобразный. Сначала он купил это просто как развлечение какое-то. Потом заинтересовался, узнал, что есть страйкбол, и собрал команду… И за частую всякие реконструкторские вещи, как то настоящий боевой штык-нож, приходилось выписывать как туристическое снаряжение на почте».

Грек из Мотострелкового взвода блока Чугунный полюс рассказал нам, что основные задачи на играх – оборона и атака, «дойти до точки, взять точку коллективно, оборонять её». Также часто ставятся задачи по поиску информатора, перехвату секретной информации, обороне техники, добыче припасов, доставке припасов до точки, сопровождение важного человека от точки до точки.

Ребята из тверской команды Чарли Компани, моделирующие Америку, рассказали, что есть игры, в которых нет неигровой зоны. «То есть вот сейчас, сейчас будет ночь, и половина народу точно уйдёт в лагерь и будет спать. А ребята в Вологде делали клёвую игру, там ты приходишь в лагерь, а лагерь игровой. Там было, вроде с часу до четырёх нельзя было на лагерь нападать. А так ты с утра выходишь из палатки кофе себе сделать, а тут авианалёт, там, артобстрел, и всё, ты оказываешься в мертвяке чуть ли ни в одних трусах, и думаешь, блин, вот я кофейку попил…».

«Страйкбол – это активный отдых. Люди занимаются спортом, и неважно каким. Самое главное, не снимать очки, отстёгивать магазин в жилом лагере и сознаваться. Это самое главное. И всё хорошо будет» рассказал нам Батя из команды Аим и Фендзем. «Был у меня запомнившийся случай на первой игре. Как раз только-только начинал играть, нас зажали в лесу. Было очень сильное ощущение реальности, потому что первая игра и противник, он прям волнами наплывал, давил, давил, давил нас, и тут выбегает мой брат и несёт вражеский флаг. То есть, вот так получилось, что если бы он его не принёс, мы бы проиграли. И вот в тот самый момент, когда, казалось бы, всё, проигрыш, мы выигрываем. Вот это было лет шесть назад, и вот это мне запомнилось на всю жизнь».

Весь второй день мы провели, путешествуя от мертвяка до мертвяка, расспрашивая участников об играх, слушая их истории и погружаясь с головой в атмосферу игры.

В командах, с которыми мы общались, во всех принята чёткая организационная структура, чаще всего она основана на званиях, как в армии. Но в целом, организация строится на чётком выполнении приказов командира, согласен ты с ним, или нет. Почти все твердили это. Правда, многие признавались, что после игр командирам многое приходится выслушивать от бойцов, все несогласия и претензии. Но не на игре. На игре команда работает как один организм, соединенный будто кровеносной системой системой радиосвязи, подчиняющийся единому мыслительному центру в лице командира. И все как один слушают его и идут вперёд. Потому что в страйкболе очень важно именно командное взаимодействие и коллективное моделирование реальных боевых действий. А там по-другому нельзя.

Ещё ребята рассказали нам, что на страйкболистов люди, не имеющие отношения к игре, реагируют по-разному. Бывают люди, которые считают страйкболистов экстремистами. Кто-то воспринимает это увлечение как детство, несерьёзное глупое увлечение. Есть те, кто начинает интересоваться игрой, из них некоторые позже встречаются и на играх. Это двоякое отношение вынудило страйкболистов соблюдать многие правила, в том числе не появляться в снаряжении вне полигона, не носить в открытую оружие и не рассказывать лишний раз, чем ты занимаешься, и что ты для этого делаешь.
Среди страйкболистов встречаются отставные военные, действующие военные, генеральные директора крупных фирм, менеджеры высшего и среднего звена. Также здесь встречаются и простые студенты и люди менее примечательных профессий, вроде водителя или мойщика. Возраст игроков варьируется от 16 и до 60 лет. Но здесь все они уравнены между собой. В страйкболе нет различий по признаку, сколько ты зарабатываешь, во что веришь или каких политических взглядов придерживаешься. Ни один человек за все три дня нашего пребывания на полигоне не выразился пренебрежительно по отношению к другому, не коснулся даже вскользь ни одной из политических или других спорных тем. Очень хорошо это показывало то, что утром 1 мая была Пасха, и все, не зависимо от того, каких убеждений они придерживаются по жизни, вместе делили куличи и били яйца. А кто не хотел, просто поздравлял с праздником своих друзей. И не было за три дня иных ссор, кроме мелких игровых споров. И это здорово.

Домой я ехала в приподнятом настроении летящего во сне ребёнка. В своё время, некоторые игры разочаровали меня нечестностью участников, любящих пойти на всё ради победы. Здесь же нет людей, которые борются именно ради выигрыша. Здесь абсолютному большинству людей важен сам процесс: процесс моделирования, построения укрепления, выполнения боевых задач. Кажется, сбылась моя детская мечта найти игру, где люди будут поступать честно. Что же, обещаю побывать и на других играх и выяснить, всё ли в страйкболе именно так, как нам рассказали на Открытии СК. А пока вот вам моё заключение: Страйкбол – это новое открытие последних лет, игра для друзей и ради игры, где ты часть одного большого коллектива, в котором люди уважают друг друга и держатся друг за друга, чтобы вместе было весело и интересно. Это увлечение вдумчивых и серьёзных людей. Это то, на что стоит обратить внимание.

Вера Чугунова, специально для MUSECUBE

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.