Страна людей с обожжеными лицами

Ежегодный тимбилдинг РЕСО, ставший хорошей традицией, прошел в 2012 в Эфиопии — «Стране людей с обожженными лицами». В составе команды представители разных филиалов Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Орела, Владимира, Ноябрьска – всего 26 человек. За 11 дней нам предстояло изучить страну, узнать друг друга и, главное, покорить африканскую вершину «Рас-Дашен».

Путешествие началось во Внуково, нашу группу было видно издалека, отличительный признак- гора цветных сумок и рюкзаков. Сверяемся по списку и проходим на посадку.

В аэропорту Аддис Абебы- столицы Эфиопии, нас встречает уже слегка загорелый Сергей Вертелов, глава Гималайского клуба, именно он будет сопровождать нашу группу весь поход. На улицах ночного города прохладно, воздух наполнен непривычными южными запахами, а над головой раскинулось звездное небо. Мы едем в сторону отеля, изредка по дороге встречаются проезжающие мимо уже подзабытые сине-белые жигули, которые здесь используют как такси. Аддис-Абеба- одна из самых высокогорных столиц в мире. Самая нижняя точка города находится на высоте 2326 м

День первый:
1_Всей группой мы отправились в Национальный музей. Не дойдя до музея буквально 50 метров, обнаружили на газоне мирно пасущихся черепах. Весь женский состав практически сразу оказался рядом с ними. А когда первые снимки были сделаны, мужчины устроили второй заход. Еще сильнее нас впечатлил бюст А.С. Пушкина, который мы никак не ожидали увидеть рядом с входом в музей.
Оказывается, местное население почитает великого поэта и помнит об его
африканских корнях.

Эфиопия- древнейшая страна. Некоторые считают ее родиной человечества. В подтверждение этому мнению нас знакомят с гордостью национального музея — древнейший человек, найденный на территории Эфиопии, останки которого насчитывают уже 3,2 млн. лет, и названная Люси —  по одноименной песне The Beatles «Lusy in the Sky with Diamonds», которая играла в лагере археологов в момент находки.

Эфиопия — единственная традиционно христианская африканская страна. Мы приехали к крупнейшему в столице храму Святого Георгия. У входа толпилась группа детишек, поджидавшая туристов. Наш водитель пригрозил им эвкалиптовой веткой, подобранной с земли, это отпугнуло ребятню, и они расступились. Здание представляет собой шестиугольник, перед входом все снимают обувь. В центре храма расположена комната с алтарем, украшенная иконами, войти в нее может только священнослужитель, остальные посетители обходят храм по периметру. Мужчины и женщины молятся отдельно, на полу лежат большие барабаны, звуки которых сопровождают молитвы.

День второй:
Утром перелет в Годар – средневековую столицу
страны. После завтрака в местном ресторане, где нас угощают чудесным местным кофе, мы направляемся в горы. По пути делаем несколько остановок, где к нам присоединяются местные скауты, причем некоторые с
4_автоматами в руках. Оружие — больше формальность, чем необходимость, защищаться в горах можно от диких зверей, да и те встречаются крайне редко.

Едем по направлению к Национальному парку, чтобы начать свой путь по Семьенским горам. За окном проплывают луга, усыпанные яркими цветами, их сменяют поля золотистой пшеницы, а мы постепенно набираем высоту.

Въехав на территорию Национального парка, наш микроавтобус останавливается, дальше нам предстоит идти пешком. Нас уже ждут местные жители, стайкой собираясь у автобуса. Их внешний вид вызывает сочувствие, одежда-лохмотья, стоптанная обувь, а некоторые совсем босиком, они стоят перед своими товарами и предлагают приобрести у причудливые соломенные шляпы и разные безделушки, разложенные прямо на земле. За их спинами открывается великолепный вид на огромный каньон, с бескрайними просторами, причудливо изрезанными скалами и бесконечными горами, плавно растворяющихся в голубой дымке у горизонта.

Тропа ведет нас по краю каньона, голова кружится от непривычных высот.
По дороге Сергей Вертелов рассказывает о своих отношениях с этой страной, которые начались еще в детстве, с переезда всей семьи в
Эфиопию по программе «Красного креста». Тогда он и начал знакомство с местной культурой и изучение языка. Сергей рассказывает о доброжелательности и искренности, которые отличают местный народ, и на каждой остановке мы находим подтверждение его словам в «глазах-оливках» людей, которые наполнены нескрываемым интересом.

Первый горный день закончился совершенно неожиданно: стемнело в считанные секунды, и стремительно начался дождь, переходящий 78_в град. Не добежав до лагеря какие-то 100 метров, мы вымокли до нитки. Проводники наскоро успели накрыть брезентом наши вещи. Дождь усиливается, мы укрылись в небольшой хижине, стоящей в лагере. В качестве освещения используем налобные фонарики и свечи, температура резко упала, холодает. Греемся всеми доступными способами, вскоре начались шутки про Богов дождя, принесших влагу в «сухой сезон». Однако, потихоньку дождь заканчивается, и мы расходимся по палаткам, которые уже успели поставить скауты.

День третий – набираем высоту.
Сегодня нам предстоит переход к деревушке Гич, а от нее — в новый лагерь. По дороге любуемся водопадом Джинбар, в переводе «Ведьмина река», берущим начало прямо из скалы и единым потоком обрушивающимся на дно ущелья, настолько глубокого, что увидеть его можно, лишь вплотную подойдя к краю. Дорога идет по горному серпантину, пейзажи сменяют друг друга, невысокие деревья, покрытые лишайником, переходят в цветочные полянами. Погода и сегодня переменчива, яркие пейзажи затягивает плотный туман, предающий эстафету дождю, который заканчивается также неожиданно как и начался. На пути нам встречаются стаи бабуинов, мирно копающих что-то в земле
и совершенно не обращающих на нас внимание.

Впереди виднеется деревня — хижины, собранные из жердей и крытые соломой, сразу вспомнился фильм «Властелин колец» и деревня хоббитов,. Кажется, что поприветствовать нашу команду вышли все жители деревни: первыми выбежали дети и шумно обступили нас, спрашивая конфеты и ручки, следом появляютя взрослые, молча наблюдающие за происходящим. Интересно, что в городах дети чаще просят дать им быры (местная валюта), а в деревнях большую ценность представляют карандаши и ручки, которых не хватает детишкам для учебы.

Наш лагерь находится чуть выше деревни, на горном плато, усеянным гигантскими эндемическими лобелиями, издалека напоминающие кактусы. Вечером все собираемся за длинным столом на ужин. Повар радует нас разнообразием блюд. В этом походе нет макарон с тушенкой, вместо этого овощное ризотто и тушеный шпинат. Чуть позже, за тем же столом, хлеб сменяют зрелища, и вечер проходит за 8_веселыми играми и разговорами.

Четвертый и пятый дни.
Переход к штурмовому лагерю длится весь день, по дороге развлекаем друг друга загадками и головоломками.
Расстояния колоссальны! Так деревня, с высоты казавшаяся отдаленным пятном в ландшафте, через несколько часов встречает нас босоногими мальчиками и улыбчивыми девочками. Мы петляем, то снижая то набирая высоту; вокруг красоты, от
которых в голове сплошные прилагательные и восклицательные знаки. К вечеру подходим к деревне Амбико, здесь предстоит провести ночь перед восхождением. Перед самой деревней делаем небольшой привал, где к нам подходит местная девочка: «Привет, меня зовут Марут, мне 10 лет», говорит она, улыбаясь. Мы познакомились и вошли в деревню вместе. Марут с удовольствием рассказала про свою жизнь, а хвостиком за ней собиралась вся ребятня и с любопытством сопровождала нас по дороге. Марут показывает на церковь, отличить которую от остальных хижин можно по небольшому кресту, собранному из двух веток. Дойдя до лагеря мы расстались — детишки остались махать нам с дороги.

Шестой день.
Восхождение назначили на 6 утра, но у погоды были свои планы — всю ночь лил дождь, так нетипичный для этого времени года. К 8 утра
он закончился и выглянуло солнце. Лагерь проснулся, начались сборы. Несколько человек, рассчитав свои силы, решили остаться в лагере, а остальные направились к вершине.10_

Команда сразу разделилась на 2 группы. Первая, в большинстве состоящая из ярославцев, сразу набрала высокий темп и под руководством одного из проводников устремилась к вершине. Другая группа неторопливо набирала высоту. Дорога вновь шла по горному серпантину, пейзажи уже не вызывали должного восхищения, может от того, что мы уже несколько часов шли без завтрака, может от того, что за каждым новым поворотом открывался следующий, а вершина так и не показывалась. По дороге я задавалась вопросом, что побуждает людей подниматься в горы? Ведь сам подъем довольно утомительный процесс, полный досадных неприятностей в виде намокшей одежды и спальников, стертых ног, синяков и вывихов… так что же людей тянет в горы?

Мои размышления прервал Сергей, сообщивший, что дорога, по которой мы поднимаемся, появилась совсем недавно, предыдущие годы подъем был еще круче и в горы приходилось забираться по крутому склону. От этой новости идти стало чуть веселее, но чем выше мы поднимались, тем более влажным и холодным становился воздух, на футболку оделась кофта, потом пришло время куртки, перчаток. .
21_На очередном привале нас уже ждут скауты с термосами, полными горячего чая, и в очередной раз удивляют продуманностью своих действий. Впереди болотистый участок, который мы пересекаем перескоками с камня на камень. Где-то вдалеке звучит музыка, постепенно она приближается и из тумана появляется босоногий мальчик, играющий на дудочке. На привале он сократил дистанцию и дойдя до нас, сел на камень и продолжил игру. Завораживающая сцена.

Но самое главное ждало нас впереди, вместе с первой группой, заждавшейся нас у вершины. До нее осталось 30-40 метров, смешное расстояние, но только если не по вертикали и не по скользким скалам. Первая группа уже спустилась и дает инструктаж, подбадривая тех, кто дошел до этой точки и сомневается, идти ли дальше, кто-то даже готов подняться второй раз, чтобы поддержать своих. И вот мы ползем, руками и ногами цепляясь за выступы, рядом ползут проводники, готовые в любое мгновенье дать руку, но мы ползем сами, это же наше собственное восхождение и путь хочется пройти до конца.

Вершина. Это самое большое разочарование…

На вершине ничего нет! Вообще ничего! Никаких головокружительных видов, вокруг сплошной туман, под ногами лежит снег, лишь местами виднеется каменная площадка…

На коллективных снимках 11 довольных лиц на белом фоне (еще 8 покорителей ждут внизу), но мы-то знаем, что запечатлен 22_исторический момент: команда РЕСО покорила Рас-Дашан, 4-ую вершину континента!
Для кого-то она первая, для кого-то очередная. И каждый найдет свой ответ на вопрос «Зачем он здесь».

Для меня это каменная вершина, лишенная красот, лишь подчеркнула значимость пути, проделанного к ней, пути увлекательного и изнуряющего, организованного и непредсказуемого, дружного и самостоятельного. И в данном случае не так важно оказалось, куда ты пришел, а то, как и с кем ты проделал этот путь. Мне приятно осознавать, что он того стоил!

Обратный путь гораздо легче, мы резво спускаемся к деревне, кое-кто пересел на мулов и, довольно покачиваясь, обгоняет «пешеходов».

На входе в деревню нас ждут скауты, встречая каждого радостными возгласами, овациями и цветами. Они уже накрыли праздничный стол, и каждый возвратившийся получает свою победную кружку компота, ставшего уже традиционным для РЕСО-походов. Свой сюрприз приготовил и повар, — жареный барашек!
Вечер продолжился танцами у костра, сегодня вместе собрались все те, кто сопровождал нас на протяжении похода, удивительно, но
таких людей почти 3 десятка. Ладони одного из погонщиков начинают отбивать ритм по пластиковой канистре. Остальные вторят 35_ему, издавая гортанные звуки, вперед выходит запевала и обращаясь к публике, начинает свое выступление, напоминающее речитатив. К нему присоединяется наш повар с одним из погонщиков, и они начинают танцевальную битву, весьма специфическую, с резкими движениям плечами и корпусом. Их сменяет следующая пара. Вскоре, поняв нехитрые действия, один за другим гости начали пробовать себя в танце, переросшим в массовый хоровод-паравозик, а апофеозом вечера стали прыжки через костер. Удивившись нашей выносливости, проводники попросили 15 минут, чтобы перекусить, после чего веселье продолжилось.
Вскоре костер начал затухать, большинство разошлось по палаткам, а мы сидели и вели вечерние задушевные разговоры, глядя в ночное небо. Все это время рядом тихо переговаривались скауты, греющиеся у последних угольков костра. У всех нас был тяжелый день и мы не торопились расходиться.

Утром мы покидаем лагерь, повсюду суета, сборы. Через ограду за этим внимательно наблюдает местная ребятня. Там нас поджидала Марут, которой я решила отдать часть одежды, меня поддержали еще несколько человек, также одаривших девочку. Она крутит в подаренную подушку, и спрашивает, как ей надо пользоваться. У нее никогда не было подушки. Проводив нас до края деревни, она прощается с нами и весело убегает показывать дома свои сокровища.

Седьмой день.
Самый жаркий день, солнце в зените, вокруг роятся мухи, и даже веточки, заботливо предложенные погонщиком, бессильны против них.
36_Мысленно радуюсь, что все предыдущие дни были прохладними и дождливыми, так как жара же становится невыносимой.

Мы возвращаемся назад, и все путешествие, словно фильм, отматывается в обратном порядке. Осталось дойти до деревни Ченек, а дальше переезды и перелеты.

Восьмой день.
Возвращение в Гондэр.
Городская часть ничем не уступает по насыщенности горной. Начинается она с осмотра крепости царя Фасиладаса
. Старый город-крепость окружён 900-метровой стеной, за которой расположены дворцы, церкви, монастыри.

В нескольких километрах от него находятся банные палаты, представляющие собой двухэтажное здание с балконами и зубчатой крышей, окруженное бассейном с водой. Сейчас бассейн пуст и наполняется водой только раз в году, на праздник Крещение, в этот день тысячи эфиопцев приходят сюда окунуться.

40_Завершает экскурсионный день Церковь Дебре-Бирхан-Селассие, ее стены расписаны библейскими сценами, а с потолка на нас взирают сотни ликов, как один повторяющих друг друга. Вершина храма украшена семиконечным крестом, с нанизанными на концах страусиновыми яйцами, символом твердости и крепости веры.

Девятый и десятый дни.
Переезжаем в
Бахрдар — главный местный курорт, расположенный на берегу озеро Тана, крупнейшего водоема страны. Именно этой части поездки многие ждали с нетерпением и очень были разочарованы, узнав, что в этом озере категорически нельзя купаться из-за живущих в воде паразитов.

Плывем на острова, осматриваем древние монастыри с искусными фресками. На берегах острова сушатся папирусные лодки, которые местные рыбаки издавна используют для своего промысла. Посещаем местный рынок, где каждый проверяет свое умение торговаться при покупке тканных и деревянными изделий ручной работы.

Отправляемся к истоку Голубого Нила, главного притока Нила. По древнейшему каменному мосту мы переходим реку, протекающую среди каменных глыб, темные и мутные воды которой назвать «голубой» язык не поворачивается. Но чем ближе мы подходим к истоку, тем светлее становятся воды реки и, наконец, приобретают лазурный цвет. Отсюда же берет свое начало величественный водопад Тис-Аббай, название переводится как «Дымящиеся воды», оно полностью оправданно: мощный водный каскад обрушивается с высоты 45 метров и создает такое облако влажной пыли, что даже стоя на противоположной стороне невозможно остаться сухим. 58_

Одинадцатый день.
Возвращение в Аддис Абеба, день заключительный, отельно-сувенирный.
Сегодня каждый определяет программу на день сам: кто-то уже погрузился в теплую воду бассейна, кто-то отдыхает в номере, а кто-то
уже отправился на рынок за пресловутым местным кофе.
Вечером нас ждет ресторан с национальной кухней и танцами. А после — прощание с Сергеем, открывшим для нас фантастическую историю этих мест, где персонажи начали вести с нами свои диалоги, и благодаря кому все стало объемным, живым и реалистичным.

Чуть позже, в Москве, мы простимся друг с другом, с теми, без которых этот поход бы не состоялся, и с теми, кто складывал его шаг за шагом, минута за минутой, тем самым превратив его в незабываемое приключение.

Прощай, Африка, Прощай, Эфиопия. Здравствуйте, новые высоты!

Юлия Пыркина, специально для MUSECUBE.