22 марта мир увидит, пожалуй, одну из самых ожидаемых пластинок последних лет — Delta Machine от великих Depeche Mode. Это тринадцатая по счету пластинка культовой группы. Наряду с обычным диском и винилом, объявлено о выпуске специального двухдискового издания с двадцати восьми страничным буклетом, включающим в себя фотоарт на тему альбома.
Надо сказать, что группа всегда подходила к оформлению своих пластинок крайне не стандартно. Вспомнить хотя бы весьма футуристичный Playing The Angel, напоминающий скорее работу школьника или картину современного искусства (что сегодня стоит очень тесно друг к другу). Или Sounds Of The Universe, который по стилю близок к работам Кандинского. Но все эти образы напрямую связаны с символизмом музыки DM. Последний альбом не стал исключением из правил. На обложке мы видим фотографию в розовом цвете, на которой изображен некий промышленный объект, напоминающий старый советский завод, и поверх нее помещены логотип группы, со стилизованным в стиле лого названием альбома. Вся графика очень грубая, говорящая скорее о том, что музыканты призывают сконцентрироваться на музыке, нежели на разглядывании картинок. Можно долго рассуждать о том, что музыканты хотели сказать этой обложкой. Например, что они — рабочие машины, производящие звук, чтобы построить рай на земле, идеальный мир.
Так или иначе, мне это доказывает, что группы категории А++ относятся к альбомному арту немного на другом уровне, нежели остальные группы. Это и понятно, когда ты — топовая группа в мире, можно особо не бояться, что обложка твоего альбома будет не достаточно крута, — фанаты будут готовы боготворить каждую брошенную тобой бумажку и вставлять в рамы любой росчерк на салфетке. Многие, кстати, этим хорошо пользуются, и иногда кажется, что специально выпускают арт низкого уровня забавы ради. Хотя в случае с DM это не совсем так. Думаю, здесь главенствующей деталью композиции выступает символизм, образ, а уже потом его графическое выражение.
С другой стороны, такой, отчасти, расхлябанный подход к оформлению можно оправдать смелостью взглядов музыкантов.
Сегодня в России музыканты привыкли отталкиваться от стандартных канонов графики. Обложка должна быть «красивая» в общепринятом понимании и ни в коем случае не выбиваться за рамки привычного взгляда на вещи – вот так думает большинство. Боязнь экспериментировать порождает сотни клонов одной и той же идеи, которая хоть как-то входит в понятие тренда. Музыканты забывают, что, не рискуя и не решаясь на что-то новое, невозможно стать лидером жанра, а к этому, я думаю, стремятся все без исключения. Все музыкальные новаторы своего времени строили свое творчество на создании некой музыкальной и графической формы, которая не вписывалась в представления общества, и зачастую, встречали огромное количество критики в начале своего пути. У нас же все наоборот. Музыканты боятся быть не понятыми, и стараются создавать максимально универсальный и проверенный арт для своих пластинок, который не поймет только умственно отсталый. Они забывают о том, что создание нового – первая ступень к признанию. Потому что копировать старое могут все.
Логичным продолжением темы обложек групп-легенд станет обложка будущего четвертого студийного альбома группа 30 Seconds To Mars, которая увидит свет 21 мая этого года. Хотя в этом случае, я надеюсь, что ее постигнет та же участь, что и DM, и мы, добропорядочные пираты, услышим его немного раньше.
На центральной части обложки мы видим работу скандального и весьма спорного современного художника Дэмьена Херста, известного музыкальной публике по обложке последнего альбома группы RHCP. Но в мире он известен как самый богатый художник из ныне живущих на планете. Хотя художником в полном понимании этого слова его назвать сложно. Херст скорее философ-концептуалист, человек, чьи инсталляции заставляют людей или морщиться в отвращении, или застывать в визуальном блаженстве. Я, например, все же выбрал бы первый вариант.
Но вернемся к обложке. Она представляет собой геометрически правильно расположенные цветные круги; по центру помещено название группы и альбома. Отмечу, что эта работа была сделана не специально для 30 Seconds To Mars, а куплена Джаредом Лето после одной из выставок художника, на которой он пришел в полный восторг от увиденного. Обещано, что в оформлении альбома мы увидим еще одну работу Херста. «Точечные картины», так называется серия работ, в которую вошла и картина с обложки альбома. Известно, что собственноручно мастер не притронулся к холсту, а только указывал на нужные краски. В 2003 году его точечная картина была использована в качестве калибровки инструмента на британском аппарате «Бигль», запущенном на Марс. Вот так примерно на сегодняшний день выглядит современное искусство мирового масштаба. Оно представляет собой скорее не конечное произведение, а общий концепт происходящего, и произведением теперь можно назвать процесс создания и мысль, которую автор хочет донести, нежели сам результат.
Правильный это процесс или нет – вопрос сложный и спорный, но снова ведущий к тезису, что группы с мировым именем по другому смотрят на оформления своих пластинок. В данном случае играет роль КТО автор кавера, нежели ЧТО он изобразил. Возможно, когда ты знаменитость мирового масштаба, это и правильно, но с другой стороны, ценность оформления альбома как нового произведения искусства заметно снижается.
В любом случае, для российских групп такой вариант не подойдет хотя бы потому, что авторитет художника для нас играет не такую значительную роль, и мы привыкли к созерцанию взглядом, нежели умом.
Добавить комментарий