Хочу то, не знаю что, или как грамотно выражать свои мысли в работе с дизайнером.

Всем привет! Пришло время выйти из бессрочного творческого отпуска и вновь начать писать в блог. За это время я занимался большим количеством крупных и мелких проектов, работал с людьми разного уровня понимания прекрасного, а иногда и не очень прекрасного, а также отказался от не меньшего количества проектов разной степени сложности по причинам, на которых я сегодня остановлюсь подробнее.

В день я получаю по несколько предложений рабочего характера. Естественно, первым делом я прошу ТЗ, спрашиваю сроки и бюджет мероприятия, но далеко не всегда эти факторы являются определяющими. Очень важно на начальном этапе делового общения с потенциальным клиентом определить уровень его адекватности, а также наличие стремления достичь желаемого результата не за счет реализации собственных амбициозных идей, а благодаря анализу ситуации специалистом и с помощью его предложений по решению поставленных задач. Сложновато для понимания? Сейчас объясню о чем я.

Допустим, вы музыкант: вы записали альбом, и перед вами встала неминуемая задача создания арта для релиза, а другими словами – обложки вашего альбома. Большинство музыкантов (а зачастую это начинающие группы или просто амбициозные личности) сразу кидаются придумывать сюжеты, цвета для обложки, расписывать совершенно сумбурные сцены, всплывающие у них в голове. А что в этом такого? Разве это не правильно? Уверен, именно такие вопросы возникают у многих из вас. Вы, по-своему, правы, однако тут возникает всеми так не любимое, но обязательное «НО». Сейчас поясню. Буквально пару дней назад я получил ТЗ от одного неизвестного мне музыканта (имена разглашать не буду, конечно же) на разработку дизайна обложки альбома под названием «В дорогу». В нем содержались всякие ссылки на ресурсы, название группы, конечно же, и самое главное, — описание идеи. По сути, это самый важный раздел технического задания, и в большинстве случаев он в корне не верен. Так вот, у этого музыканта в разделе «идея» была описана наибанальнейшая сцена, которая придет в голову каждому первому человеку, если у него спросят, с чем у него ассоциируется название альбома «В Дорогу». Как вы уже точно догадались, это, разумеется,   (барабанная дробь) ДОРОГА! Выдержка: «Дорога, в ч/б тоне, уходящая в даль, возможно по бокам горы/холмы, на небе полная луна, на заднем плане картинки мой профиль…». Казалось бы, нет ничего такого, что могло бы меня насторожить, но именно с этого момента я уже понял, что, скорее всего, откажусь от проекта. Если быть кратким, то далее были расписаны совершенно все страницы диска и буклета, вплоть до способов цветокоррекции отдельных элементов оформления. Прочитав до конца документ, я написал заказчику, что не возьмусь за проект, хотя, что могло быть проще, чем работа по четкому заданию. Но тут не все так просто, и надеюсь, прочитав это, вы будете учитывать мой опыт в работе с дизайнерами, фотографами, клипмейкерами и прочими людьми, с которыми музыканты любого уровня так или иначе сталкиваются.

Начну с того, что дизайнер – это, в первую очередь, профессионал, которого вы нанимаете, чтобы он помог вам решить ряд задач, связанных с выпуском вашего альбома. Дизайнер должен сделать так, чтобы ваш альбом продавался, запоминался, чтобы человек захотел послушать его в магазине, или хотя бы обратил на него внимание. Вы платите специалисту, чтобы переложить на его плечи ряд обязанностей. Этот специалист, в свою очередь, слушает музыкальный материал, анализирует вашу аудиторию и последние тренды, диктующие моду в вашем стилистическом сегменте, и, основываясь на полученных результатах и выводах, предлагает вам те или иные варианты решения задач. А далее вопрос: почему музыкант, о котором я писал выше, решил, что он может предложить лучшую идею и лучший способ достижения поставленной цели? Да, есть общие пожелания, которые музыкант ОБЯЗАТЕЛЬНО должен высказывать, его личный вкус, некое визуальное видение музыкального материала, но это должно носить скорее рекомендательный характер на уровне общих представлений о стиле и концепции, а не строго проработанную сюжетную линия с комментариями по свету, цвету и композиции. Спрашивается, за что вы платите дизайнеру? За машинальный труд робота? Ведь, заказывая костюм в ателье, вы же не говорите модельеру как пришивать карманы и сколько сантиметров должен быть отворот у воротника. Вы показываете костюмы, которые вам нравятся, высказываете пожелания по фасону, ткани, длине костюма, но не учите шить! Тут точно такая же ситуация, только вместо костюма у вас – обложка альбома. Примеров я могу привести много, и все они будут точно отражать характер взаимодействия заказчика и исполнителя, каким бы ни был характер работы. Например, вы не учите звукорежиссера сводить ваш альбом, а всего лишь даете комментарии по желаемому звуку и результату, а все остальное – его работа, за которую он и получает деньги. К тому же, основываясь на своем опыте, он может дать более точные комментарии по музыкальному материалу. Также и в дизайне. Любой профессиональный дизайнер так или иначе отслеживает тренды в графике, а в музыкальной индустрии эти тренды заметны особенно остро даже не профессионалам. И самое главное их свойство – это помощь в продаже музыки. К примеру, сейчас многие музыканты устали от насыщенной графики и все больше хотят видеть некие простые фотографические образы на обложках своих пластинок. Это очень типичный тренд, даже я сказал бы – сильная современная тенденция. Но очень многие мои заказчики бояться помещать фото на обложку, и порой сами не могут объяснить почему. В большинстве случаев они об этом даже не думают в момент составления ТЗ. И получается так, что задание для дизайнера основывается на узком и ограниченном знании  ситуации заказчиком, на отсутствии понимания приемов и схем достижения наилучшего конечного результата. Многие более пассивные дизайнеры, чем я, просто выполнили бы то, что от них просят, получили бы свой заслуженный гонорар и забыли про этот заказ, но я свято верю, что сознательное создание вторичных работ является духовным преступлением и предательством прежде всего самого себя.

Но вернемся все же к моему заказчику. Допустим, я мог бы ему попытаться объяснить какие-то вещи, законы и идеи, и возможно он даже согласился бы попробовать. Почему я этого не стал делать? Потому что я сделал еще несколько интересных выводов из его технического задания. Во-первых, это отсутствие вкуса у клиента. Об этом, собственно, и говорит его ТЗ. Желание видеть на обложке альбома банальную, избитый образ дороги, и более того, свой полупрозрачный образ на фоне – не может наталкивать на соответствующие мысли. А ведь получается, что раз он написал такое ТЗ, то ему эта идея нравится! Нравится черно-белая дорога, нравится прозрачный портрет себя любимого на ней… Это чревато тем, что даже если я предложу ему нечто другое, то, что отвечало бы всем его пожеланиям и было бы одновременно стильно и красиво, то не факт, что ему это понравится. Точнее, я уверен, что это бы ему совсем не понравилось. Потому что сразу видно – мы мыслим очень разно, и понятия о хорошем и плохом у нас совершенно разные.

Второй важный вывод, который я сделал – это чувство собственной важности у клиента. Об этом нам говорит аж три раза повторяющийся прозрачный портрет автора в дизайне, а также тот факт, что он решил полностью сам составить идею, а не выслушать для начала мнение профессионала, которому он потенциально собирается платить за это деньги. Это мне чревато огромным количеством совершенно нелепых правок ради самого наличия правок. Обычно таким людям просто необходимо принимать участие в всех процессах. Раздавать задания, команды, комментарии, вносить правки в работу подчиненных и так далее. Это позволяет им чувствовать себя главными. Опять же, я не могу утверждать на все сто процентов, что все так и было бы. Возможно, весь проект прошел бы просто прекрасно, но рисковать я не захотел, как, думаю, не захотели бы и многие. Соответственно,  этому музыканту будет не так просто найти исполнителя.

Если быть конкретным в выводах, то в заполнении технического задания можно выделить ряд тезисов, соблюдение которых позволит вам гораздо быстрее найти общий язык с дизайнером.

 

  1. Всегда помните, что разделение труда – основополагающая успеха любой коллективной работы. Вы пишите музыку, дизайнер визуализирует ее в графику. И никак наоборот.
  2. 2.    У дизайнера всегда больше опыта, поэтому не стоит ему диктовать сюжеты, а лучше вначале выслушать его идеи.
  3. 3.    Перед обращением к дизайнеру, постарайтесь визуализировать свою музыку в голове не в конкретные сюжеты, а в некие смысловые образы, ощущения.
  4. 4.    Не старайтесь визуализировать название своего альбома «в лоб». Если ваша пластинка называется «На дне», совсем не обязательно рисовать дно, на котором что-то или кто-то находится. Помните, что гораздо больший эффект дает образ, а не конкретика. Человеку нужно оставлять место для размышлений и фантазий, а не ставить его перед фактом.
  5. 5.    Постарайтесь понять, что очень часто ваше видение графики может быть не достаточно актуальным или аутентичным вашему стилю, поэтому для начала решите для самих себя, какого эффекта вы хотите достичь: удовлетворения собственных амбиций или достижения поставленных задач. Если второе – всегда прислушивайтесь к мнению дизайнера.
  6. 6.    Помните, что обложка альбома – это не картина на стене вашей комнаты, а вещь, направленная в своем большинстве на созерцание сторонними людьми, поэтому в создании арта не стоит руководствоваться собственными вкусами, а лучше сделать акцент на достижении максимального эффекта слияния современных тенденций и точного графического выражения вашей музыки.
  7. 7.    Помните, что получить максимальный результат за минимальные деньги практически невозможно, поэтому не стоит экономить на альбомной графике, так как она служит первостепенным катализатором ваших продаж, и является первой вещью, на  которую обращает внимание потенциальный слушатель в магазине.
  8. 8.    Помните, что сегодня создано и придумано практически все, поэтому старайтесь перед началом работы найти аналоги вашего видения арта, чтобы дизайнеру было проще понимать ваши пожелания, ибо читать чужие мысли еще никто не умеет.

 

 Следуя этим простым правилам, вы заметно облегчите жизнь и себе, и дизайнеру, который будет отвечать за реализацию ваших идей.

Отсюда можно сделать вывод, что основополагающая часть успешного сотрудничества – это грамотно составленное техническое задание, и четкое понимание того, что дизайнер – это профессионал, которому вы платите деньги за решение определенных задач. Дайте ему возможность решать эти задачи.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.