О мюзиклах писать довольно трудно. Потому что в России приживаются они сложно, отношение к ним скептическое, большинство мнений сводится к тому, что это что-то второсортное в музыкальном искусстве. И порой мюзикл, ставящийся на площадках России, не спасает привлечение громких имен и создание скандальной атмосферы вокруг. Но настоящие профессионалы в музыке не сдаются и продолжают творить в этом направлении. Оттачивая мастерство, учитывая ошибки предшественников, ориентирующихся на западные образцы. И создают свое, неповторимое музыкальное действо. Вчера состоялась премьера нового мюзикла «Голубая камея» от Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна.

Имя Брейтбурга вам знакомо по группе «Диалог», дискография которой насчитывает семь альбомов, один из них написан совместно с Константином Меладзе. А так же по многочисленным хитам, написанным для многих звезд российской эстрады, включая даже знаменитую «Голубую луну» Николая Трубача и Бориса Моисеева. А поколению 80-х достаточно хорошо известно имя Карена Кавалеряна, автора текстов многих любимых песен. Один «Старый отель» в исполнении Жанны Агузаровой и группы «Браво» – чего только стоит! А в арсенале у Карена – «Бродяга» группы «Бригада С» и «Ночное рандеву» группы «Рок-ателье», «Замок из дождя» Владимира Преснякова и «Never let you go» Билана, «Московское время» Аллы Пугачевой и «Shady Lady» Ани Лорак, гимны Сочинской олимпиады 2014 года и «Зажигай» участников программы «Народный артист».

Сегодня Карен Кавалерян в гостях у Musecube – рассказывает о новом мюзикле, делится творческими планами и рассуждает о шлягерах.

– Какая история легла в основу мюзикла?

Карен Кавалерян: “Голубая камея” – украшение, которое носит главная героиня, и которое является “движком” сюжета. Именно камея счастливым образом спасает героев в безвыходной, казалось бы, ситуации. В качестве иллюстрации позволю себе процитировать фрагмент из одноименной арии, которая звучит в финале мюзикла, это дуэт главных героев – “…и когда скажешь ты, что давно / всё за нас навсегда решено, / светом новой надежды в ночи заблестит, сердце грея / голубая камея…” Вариантов названий было несколько, но сейчас о них, наверное, уже нет смысла вспоминать. “Голубая камея” – это наше с Кимом Брейтбургом название, которое существовало с самого начала работы. Различные люди, так или иначе причастные к постановке, предлагали свои варианты, но все они оказались неконкурентоспособными. В основу мюзикла положена история княжны Таракановой, о которой написано немало, в том числе и художественной литературы. Достаточно вспомнить известную пьесу Леонида Зорина “Царская охота” и повесть Григория Данилевского “Княжна Тараканова”. Наш сюжет делает небольшой, хоть и существенный вираж в финале, но его основа – исторический материал. В то же время, мне не хотелось следовать каноническим представлениям о печальной судьбе главной героини, которым, к слову сказать, на самом деле нет никаких исторических доказательств. В течение работы либретто кардинальным образом не менялось – мы с Кимом с самого начала для себя решили сделать хэппи-энд. Отчасти оттого, что мы оба концептуально предпочитаем негативу позитив, отчасти от того, что и без того в окружающем нас мире достаточно трагического. Нам хотелось, чтобы зрители уходили из зала, преисполненные надежд на лучшее. Это не отменяет, конечно, драматических испытаний, через которые предстоит пройти героям, но повторюсь, в финале все кончается хорошо.

– Как Вы сами оцениваете свою работу над мюзиклом?

Карен Кавалерян: Я очень доволен и тем, что сделал лично я, и еще больше доволен музыкальной частью – Ким, конечно, большой мастер. И мелодии, и аранжировки, и саунд – сделаны гроссмейстерски. Отдельная часть работы – вокальное исполнение. Здесь я снимаю шляпу перед Валерией Брейтбург – педагогом Гнесинского института и вокальным продюсером телевизионного проекта “Народный артист”. Она подготовила, в общем то, не привыкших к настоящей вокальной нагрузке драматических артистов и к записи, и к работе на сцене – ведь весь спектакль поется вживую. Вообще, подготовкой спектакля занимались настоящие звезды – хореографию ставил Николай Андросов, костюмы и сценографиею взяла на себя Алла Коженкова. Для тех, кто интересуется театром, это большие имена.

– Ставили ли Вы какие-то известные работы себе в пример, фаворитов, на которых равнялись?

Карен Кавалерян: Ни на какие известные работы мы не равнялись – просто держали их в уме, как примеры высшего пилотажа – и в смысле художественном, и коммерческом.

– Как Вы относитесь к критике в свой адрес?

Карен Кавалерян: К критике я отношусь равнодушно – знаю, это не совсем по писательски, но тем не менее так уж обстоят дела. Так всегда было, так есть, и надеюсь, будет. Я сам себя “прессую” покруче любого критика, а лучше меня мои “болячки” не знает никто. Все, что я читал, например, в свой адрес после выхода на экраны “Возвращения мушкетеров”, меня только забавляло. Особенно когда какой-то умник в толстой и важной газете что-то съязвил по поводу рифм, а эту тему подхватили все остальные. Но если легкомысленные рифмы – мой самый тяжкий грех, я готов грешить подобным образом всю оставшуюся жизнь. Недопонимания зрителей я тоже не боюсь, потому что это не тот случай – там нечего не понимать. Мюзикл написан простым и ясным языком – имею ввиду и тексты, и музыку. Единственное, чего нам хотелось – чтобы зрителю все это было комфортно слушать. У нас нет ни одной радикальной арии, “закрученной” темы – все доступно для человека даже с самым минимальным уровнем подготовки, вне зависимости от возраста и пола.

– Принимали ли Вы участие в актерском подборе?

Карен Кавалерян: Кастинг проводили Ким и Валерия – во-первых, я им полностью доверяю, а во-вторых, я не люблю заниматься не своим делом. Мне лучше удается разбираться со словами, чем с нотами. А сидеть на кастинге, интересничать и надувать щеки, чтобы произвести впечатление на молодых актрис – не мой стиль езды.

– Почему премьера намечена в Уфе, когда жители столицы смогут увидеть «Голубую камею»?

Карен Кавалерян: Уфа возникла стихийно – главный режиссер театра вышел на Брейтбурга с предложением написать музыку к спектаклю, который они там собирались ставить. Но Киму не понравился сюжет, и он предложил нашу работу. На том и порешили. В следующем году “Голубую камею” будут ставить еще в трех российских городах-милионниках. В каких именно – пока умолчу, чтоб не сглазить. Насчет Москвы еще не совсем ясно – нам этого очень хочется, но не все в наших силах. К тому же вмешался кризис – театрам прилично урезали бюджеты, а поставить мюзикл – дорогое удовольствие. Мы ведем переговоры сразу с несколькими театрами. Поживем – увидим.

– Будет ли работа над другими мюзиклами в будущем в Вашем авторстве?

Карен Кавалерян: Очень надеюсь, что мюзиклы еще будут, и не раз. Уже сейчас мы с Кимом дописываем еще один, кроме того, параллельно я пишу либретто к третьему мюзиклу. Честно говоря, шоу-бизнес меня окончательно достал. В конце концов, сколько можно заниматься написанием эстрадных шлягеров? Все это уже стало мне напоминать “день сурка”. Кроме того, театральная работа – совсем другого интеллектуального уровня, да и культурный багаж театрального люда, мягко говоря, заметно отличается от эстрадной публики. Театральные артисты хоть книжки читают.

К сожалению, авторский коллектив «Музыки в кубе» на премьере побывать не смог – уж больно далековато, но надеемся, что когда-нибудь обязательно этот факт свершится. Пока возможно, удастся послушать записи, или если повезет – увидеть мюзикл на видео. Мы желаем Карену Кавалеряну и Киму Брейтбургу успехов, признания публики и вдохновения на создание столь нами любимых музыкальных произведений. Пусть их мюзикл станет самым интригующе-замечательным! Ну и – с наступающим Новым годом!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.