«Улица свободы» остаётся чем-то важным

тараканы

 

Седьмой студийный альбом, оживлённая реакция в СМИ и среди фанатов – идеальная почва для того, чтобы стать лучшим. Лучшим на конец ноября 2003, собрав в ДК Горбунова небывалый панк-сейшн. Среди характерных платформ, цепей и балахонов у одних на футболках красовались автографы Спирина, у других – просто картинки любимой группы с четырьмя ребятами в центре и надписью «ТАРАКАНЫ!». Спустя много лет «железа» стало чуть меньше, зато «Улица свободы» увеличилась вдвое, превратившись в кавер-проект одноимённой пластинки. Корреспондент «Музкуба» Наталья Бартош в числе первых навалилась на Сида с вопросами о грядущем релизе, тонкостях «оголтелой» сцены и самоопределении.

 

Перед тем, как перейти к разговору о самом переиздании, давай всё-таки вспомним, как это было тогда, в ДК Горбунова в 2003?

 

«Как это было» на московском концерте-презентации «УС»? По-моему, именно этот концерт и был записан на аудио, снят на видео и вышел чуть позже в обоих форматах под названием «А мы уже рубим!». Так что каждый желающий может наглядно заценить, как именно это происходило. На моей памяти всё было круто, многолюдно, громко и хорошо организовано. Если я не ошибаюсь, именно на этом концерте мы впервые выступали совместно с детским хором («Гимн Демократической Молодёжи Мира») и с нашим кумиром и старшим товарищем Евгением Хавтаном из группы «Браво».

 

В начале нулевых коллектив стал прочно занимать музыкальные позиции. Как «ТАРАКАНЫ!» отнеслись к нападкам своих андеграундных коллег о так называемом переходе во «вменяемый» – читай: коммерчески успешный – панк? Приходилось кому-то что-то доказывать?

 

Мы не «переходили» во «вменяемый» панк. Мы просто изначально его играли, с первых дней существования группы, в отличие от царствовавшей на тот момент в панке «оголтелой» сцены. Нам было важнее транслировать позитивные идеи, мы отвергали идею саморазрушения как ключевую в панк-роке, нам нравилось сочинять хорошие мелодии и тексты о простой жизни простых московских ребят, то есть, фактически, о себе. В этом смысле мы сильно отличались от всего того, что в тот момент игралось в «андеграундном» российском панке или считалось панком во «внешнем» мире. Поэтому мы были чужаками сразу и всем. Говнари, которыми на тот момент были почти все экс-советские панки, нас принимать не хотели, так как мы были всё-таки почище, да и сами демонстрировали некоторое отвращение. Поэтому через какое-то время, когда мы пришли к выводу, какое самоопределение подобрать себе в такой ситуации, родился этот термин – «вменяемый панк», как противопоставление всему тому, что мы в панк-роке ненавидели. Появление термина было делом времени. А так-то о нас недобро, с издёвкой, шептались чуть ли не с самого первого концерта. Наши «андеграундные» коллеги, может быть, и пытались в начале нулевых как-то нападать, но они из-за своей, как правило, маловменяемости, не могли эти нападки сформулировать так, чтобы они дошли до наших ушей.

 

Я бы не ставил знак равенства между «вменяемый» и «коммерчески успешный». Термин «вменяемый», как его трактовали и трактуем мы, означает скорее отсутствие тёмной энергии, направленной на разрушение и саморазрушение, отсутствие прославления любых форм дискриминаций в песнях групп, короче – позитивный настрой. Он прямого отношения к возможности заработать денег не имел и не имеет. Была и есть масса групп, которые так и остаются в панк-андеграунде, при этом играя вполне «вменяемую» музыку. В то же время можно привести несколько примеров российских панк-групп, которые пользовались огромной известностью (и продолжают ею пользоваться) несмотря на то, что в их музыке никаких признаков позитива сыскать невозможно.

 

Тогда оставим в покое так называемых «андеграундных коллег» и вернёмся к альбому. Я слышала, что «Улица свободы» стала первым международным релизом, а спустя пару лет коллектив отправился в тур по Европе. Если не ошибаюсь, это была уже не первая вылазка «ТАРАКАНОВ!» в Старый свет?

 

На самом деле, «Страх и ненависть», предыдущий наш альбом, также выходил заграницей, в Японии. Именно он стал нашим первым иностранным релизом. Что же касается туров по Европе, то впервые мы поехали в самом начале 2000 года, за три года до записи и выхода «УС». После было ещё пара туров, а в начале 2005 года мы отправились в, пожалуй, самый масштабный наш европейский тур вместе с Marky Ramone из «Ramones».

 

«Ramones Night Tour 2005» вроде бы… Скажи, а помимо исконных 15-ти треков и попурри из полноформатника «Ракеты из России», в альбом вернулась «Моя идеология»? Тогда пару слов о судьбе трека-возвращенца, что изменилось или напротив осталось в песне прежним? Исполняет её вроде бы «SMEX»?

 

Проект «Улица свободных» выходит в двух частях, и в каждой части трек-лист идентичен. Как ты и сказала, там 15 «исконных» треков. «Моя идеология» – песня, сочинённая тогда же и примерно тогда же записанная, но отданная нами на какой-то панк сборник тех времён, на который требовался неизданный материал. Тем не менее, эта песня была, наконец, добавлена в альбом при выпуске винилового релиза пару лет назад. На двух частях переиздания все треки с оригинального альбома будут представлены в двух версиях. На первом диске будут преимущественно песни, записанные в духе и звуке, близком к оригинальному звучанию альбома. На втором диске будут версии в самых разных прочих стилях. Так что да, эту песню исполняют и «СМЕХ» в том числе. Так как это фактически альбом кавер-версий, то группы вносят что-то от себя. Поэтому абсолютно в каждой песне в том или ином виде есть изменения. Но и нетронутые части тоже имеются.

 

Несмотря на оговоренное количество треков, дисков будет два. Как складывалась работа над второй частью пластинки?

 

В первую очередь мы предложили это сделать тем группам, про музыкантов которых мы точно знали из дружеских бесед или их интервью, что альбом «Улица свободы» группы «Тараканы!» был-остаётся для них чем-то важным, значительным, влиятельным. Во вторую очередь, это были музыканты, про которых имелись веские основания их в этом подозревать. В-третьих, были симпатичные лично нам группы. У таких музыкантов мы исподволь (при помощи их менеджмента или записывающих компаний) выясняли их отношение к нашей группе в общем и альбому «Улица свободы» в частности. И если оказывалось, что такое отношение есть и оно позитивное – только после этого мы предлагали участие в проекте. Группы выбирали песни двумя способами: те, кто были подписаны в начале – из всего трек-листа. А те, кто были подписаны попозже – из того, что осталось.

 

Насколько я знаю, «Биртман» и «ПОРТ(812)» уже представили свои версии на песню «Слово из четырех букв». Обе будут на диске?

 

Да, обе. Одна версия на одной части, вторая – на другой.

 

Продолжая просматривать перечень групп, принимавших участие в записи, в глаза бросилась Louna. Какая роль будет отведена женскому вокалу?

 

Louna не единственная группа с женским вокалом на этом проекте. Еще могу назвать Sellout из Рязани, Chase the Comet из Калифорнии, Desert Raiders из Москвы. А еще в группе Vespercellos почти одни только барышни, правда, они не поют, а дико пилят на виолончелях.

 

Продолжая тему приглашённых музыкантов – всего их 34 коллектива. Расскажи, кто принимал участие в попурри «Ракет» («Ракеты из России»)? И почему в арсенале «ТАРАКАНОВ!» оказался такой непанковский музыкальный ход?

 

В 2003 году, когда сочинялись песни для будущего альбома «Улица свободы», мы представляли собой очень плодовитый коллектив. Песен было написано больше, чем тогда было принято выпускать на альбомах. Кроме того, пять из них с трудом вписывались в стилистическую канву пластинки и её внезапно наметившуюся концепцию. Но, так как записываться мы ездили из Москвы в Санкт-Петербург, и у нас было достаточно студийного времени, мы просто взяли и записали эти пять песен с прицелом на то, что выпустим их не в будущем альбоме, а в следующем после будущего. Так оно и получилось. А на альбоме «Улица свободы» вышла уникальная для нас композиция «Кое-что абсолютно другое», которая и является попурри на некоторые песни со следующей нашей пластинки, своеобразным тизером, если хотите. Этот трек мы, кстати, не очень хотели выпускать на нынешнем кавер-проекте «Улица свободных», но две группы («Жиробомба» и The Shokers) настояли именно на этой «песне», так что мы быстро сдались.

 

Судя по афише, релиз, запланированный на 30 ноября, попадает под конец мини-тура «Лучшие из лучших». Планируешь как-то обозначить выход пластинки на оставшихся концертах?

 

Релиз выйдет, когда почти все концерты этого микро-тура будут позади. Останется лишь выступление в Киеве, куда мы, скорее всего, уже сможем привезти с собой физические носители с альбомом, мерч, имеющий к нему отношение, ну и немного добавить песен с альбома-оригинала в сет-лист, хотя их там и так не мало.

 

Напомню, что 23 ноября группа «Тараканы!» выступит в Санкт-Петербурге. 24-25 ноября музыканты сыграют двойной электрический концерт на площадке столичного «ГЛАВCLUB». 6 декабря Спирин и Дмитрий Кежватов отправятся в Балашиху, 7 декабря «Тараканы!» примут участие в рок-фестивале «DREAMS OF ROCK» в Нижнем Новгороде и 8 декабря в киевском клубе «Atlas» состоится окончание мини-тура «Лучшие из лучших».

 

Наталья Бартош, специально для MUSECUBE
Фотография предоставлена пресс-службой группы.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.