Евгений Маргулис «Маргулис» (2013)

В 2012-м Евгений Маргулис покинул изрядно надоевшую перманентным унылым морализмом посудину одной известной группы и почти сразу разродился сольным альбомом. Группа потеряла последнего «дееспособного» игрока, а Маргулис, кажется, перестал тяготиться балластом. По крайней мере так произошедший развод выглядит для стороннего наблюдателя. Может быть, теперь у Маргулиса наконец-то дойдут руки до реализации планов по созданию собственного музыкального клуба, о чем он неоднократно говорил в различных интервью. Хочется надеяться, этот клуб не станет «пальцами» очередного покрытого нафталиновой пылью папика от рокнролла, которому невтерпеж завести уютный лакшари-уголок для встречи с себе подобными. А пока…

cover… в начале года уже 2013-го Евгений Шулимович записал очередной сольный альбом. В «Маргулисе» (а именно так называется работа) по большому счету все также и все тоже, что было на предыдущих пластинках. Фактически ничего нового музыкант слушателям не предлагает. Альбом выдержан в фирменном маргулисовском стиле непротивления самому себе, своим порокам, хотениям, перехотениям и нетерпениям. И все же пластинка получилась на порядок лучше, чем предыдущие, как будто несколько лет творческого воздержания пошли на пользу.

Привычный аскетизм звучания выброшен на свалку истории: труба Александра Дитковского и губная гармоника Михаила Владимирова занимают солидное место в звуковой палитре. А любой духовой инструмент, очевидно, освежает. Плюс ко всему альбом разнообразен, что, создавая правильное «маргулисовское» настроение, не дает заскучать, поддерживая интерес к прослушиванию на всём его протяжении. От песни к песне слушатель как-будто втягивается в грамотно запрограммированный внутренний настроенческий резонанс. Нечасто такое бывает!

Маргулиса любят называть «русским блюзменом». Фраза из известной песни про друга прилепила к нему броский ярлык того, что есть в Маргулисе лишь отчасти. Впрочем, с этим он вполне себе комфортно сосуществует и ненавязчиво, вкусно и даже любовно, по мере возможности ярлык эксплуатирует, принося (при всей очевидной условности) пользу блюзу как музыкальному стилю, который ему, в самом деле, близок и понятен. Вот и «Не надо так», уже выходившая много лет назад под брендом другого коллектива — явно блюзовая вещица. В первую очередь, конечно, по настроению. Что же до канонических стилевых особенностей, Маргулис – скорее, насмешник и иронист. С усмешкой он легкими движениями касается окружающей действительности, придавая импульс, но не развивая его, с тем, чтобы двинуться дальше.

В «Маргулисе» сохранились все привычные и узнаваемые фишки музыканта: ритмичный скользящий шелест по струнам в «Курить»; фирменные соскальзывания скрипучего голоса при второй гласной с конца в хвостах фраз в «Рок-н-ролле» (памяти Сергея Кавагоэ) — эдакий контролируемый дрифт.

Кстати, композиция сама по себе значима: память, уход и возвращение, ностальгия, шестидесятничество на стыке с хипповством – во всём этом Маргулис «от края до края». Одни покинули родные края, другие – мир иной. «Постаревшие дети» и «продавленный диван» остаются в качестве символов вечного скептицизма и собственного сибаритства несмотря ни на что, а жизнь продолжается.

Лирике также нашлось место: «Заносит», «Ловец», «Спокойной ночи». Что-то похоже на первые сольные работы Маргулиса, что-то не похоже на Маргулиса совсем, но узнаваемая шершавость голоса и неумолимо проглядывающая промеж строк хитринка глаз из-за очков напоминают — это он, Евгений Шулимович, завязавший, наконец, с бессмысленными групповыми соревнованиями «вольным стилем» в составе банды и ушедший в созерцание и формулирование собственного мировосприятия.

Прежде, слушая его более ранние сольные альбомы (пожалуй, за исключением того, который записан вместе с Камерным оркестром KREMLIN), думалось: ну, кому это может быть интересно? Слишком узка прослойка людей, которым понравятся сплошные НЕДО: недоблюз, недорок, недошансон. И вот только теперь всё встаёт на свои места, а Маргулис, кажется, становится самим собой. Наверняка он скажет: «Да, нет, я всегда думал и говорил, только то, что хотел». Ну, конечно, Евгений Шулимович, как же иначе! Я о другом. Наконец появилась возможность напитать творчество «самым соком», которого раньше не хватало. Появился румянец.

В альбоме нашлось место и каверу на пугачевского «Арлекино», хоть и с неожиданным и даже пугающим названием R.Le.Kino. Его хочется переслушивать раз за разом, впитывая тембр и интонации, тогда как оригинал давно уже безэмоционально проскакивает, как безвкусные фрукты.

«Маргулис» просто-таки пропитан глаголами, которые подразумевают, которые несут за собой действие или напротив бездействие: «Надоело», «Курить», «Не надо так», «Заносит». Это только то, что на поверхности. Остальное едва прикопано под тонким «культурным слоем». Окраска глаголов по желанию исполнителя или даже слушателя может быть произвольной. Получается, в некотором роде такое коллективное творчество. Впрочем, творчество, конечно, относительное: при всей своей либеральности Маргулис известен безапелляционно пофигистично-философскими суждениями, которые никак не подразумевают дискуссий.

Что ж, альбом выпущен, планы озвучены. Поживём – будем посмотреть, как они воплотятся в жизнь. А пока концерты и гастроли.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.