Фестиваль кино Северных стран в Санкт-Петербурге в нынешнем году радует зрителей расширением географии демонстрируемых фильмов. Одним из регионов, чья картина попала на суд аудитории, стали Фарерские острова. Фильм «Нина» дебютанта полнометражного кино Марии Уинтер Олсен основан на сценарии молодого режиссера и рассказывает о психологическом давлении, возникшем на почве проживания в отчуждении.
Беременная начинающая писательница Нина и ее парень Уильям переезжают из Дании на отдалённый остров. Казалось бы, уютный деревенский домик предстает романтизированным прекрасным жилищем для воспитания ребенка, а виды за окном располагают к творчеству. Но Уильям постоянно отсутствует дома из-за работы, куда каждое утро молодой доктор отправляется на пароме, а Нина начинает чувствовать давящее ощущение изолированности. Вскоре девушка находит сказание о таинственной «женщине-нерпе», и оно заставлять сознание Нины беспокоиться сильнее день ото дня.
«Нина» могла бы вполне стать неплохим хоррором с тем исходным набором, что у фильма есть. Да и атмосфера отчужденности, которая охватывает остров, располагает интуитивно к триллеру. Но «Нина», хоть и напрямую затрагивает психологическую нестабильность, но выстраивается из стандартных норм. Героиня просто теряет спокойствие на почте давящего одиночества.
Мария Уинтер Олсен пытается нагнетать напряжение операторскими приемами. Камера сосредоточена на героине, которую крупными планами ловят за различными действиями. Они лишены какой-либо динамики, чтобы подчеркнуть консервированное состояние. Часто кадр позволяет себе слишком пристальное рассмотрение, отчего возникает ощущение скуки, ведь для подобной концентрации нужна составляющая, которая удерживала бы внимание, несмотря на затянутость, но в «Нине» эта деталь постоянно ускользает. Или же режиссеру не хватает профессионального опыта, чтобы понять, что стоило бы добавить.
Оживляется сюжет лишь с появлением в истории деревенского священника, который тоже бы мог увести фильм на скользкую дорожку ужасов (тема изгнания бы подошла), но он служит лишь альтернативным путем для пошатнувшегося сознания героини. Он, скорее, следствие неосознанного выбора, а зачинщиком в картине выступают как раз метафоры (бабочка под куполом, к примеру) и ассоциации, вытекающие из мифа, который не заставляет должным образом ощутить таинственность, несмотря на заданную им неопределённость финала, которая должна разрешиться только к концу фильма, как и положено всем недоговоренностям.
«Нина» — тот самый случай, когда смысловая часть не так привлекательна, как оболочка и ощущения, которые порождает ее лицезрение. Эстетика фильма сокрыта не в крупных планах героини, а в напряжении, которое вытекает из окружения. Монументальность природных красот Фарерских островов, вложенная в осознание того, что это изолированная местность, оказывает эффект устрашения и восхищения одновременно. Именно эта магия рождает необходимую остроту чувств, которую не может до конца развить сюжет. Не будь в центре всего скандинавский нуар, картина казалась бы еще более скучной, чем есть.
В качестве полнометражного дебюта «Нина» — лента ощутимого потенциала. Фарерские острова занялись активным развитием кинематографа, и «Нина» служит достойным показателем результатов работы в этом направлении. Но если ставить фильм в один ряд с проектами схожей тематики, он явно уступает им. Красивый, но неуверенный.
Валерия Стойкова специально для Musecube
Добавить комментарий