Неотъемлемая часть образа любого артиста – уникальное и узнаваемое визуальное сопровождение его творчества в виде дизайна обложек и промо-материалов. Сегодня мы подробно поговорим об этой части музыкальной индустрии и получим ответы на все самые часто задаваемые вопросы.
Что такое обложка для трека? Увеличивает ли дизайн обложек продажи музыки? Как зарождалась эта индустрия и какие тенденции можно выделить с приходом цифровизации и новых технологий в дизайн? Именно об этом сегодня читателю расскажет на основе собственного опыта, мнений других экспертов и реальных фактов создатель дизайн-студии Stery Артемий Выпихов, который помогает артистам выделяться через дизайн обложек с 2015 года, а среди его клиентов есть такие громкие имена как Lil Wayne, Soda Luv, Hammali & Navai, Даня Милохин и многие другие.
ПОЧЕМУ ОБЛОЖКИ РЕЛИЗОВ ВАЖНЫ МУЗЫКАНТАМ
Каждый год в мире появляется примерно 137 миллионов новых треков, и каждому из них нужно визуальное сопровождение. Интересно, что средняя продолжительность человеческой жизни составляет 38 миллионов минут, и даже её не хватит, чтобы прослушать все эти релизы (источник), а потому именно обложка часто решает, на какой релиз человек потратит своё время, а на какой – нет.
Выходит, что музыкальная обложка – лицо релиза и один из главных маркетинговых инструментов при продвижении музыки, ведь именно от этой картинки зависят показатели трека в рекламе при переходе на посадочную страницу артиста. Почему так?
Если обратиться к исследованиям учёных, то мы узнаем, что 80% информации человек потребляет через органы зрения (источник). Более того, можно провести небольшой эксперимент: закройте глаза и постарайтесь вспомнить последний трек, который играл в ваших наушниках. Не трудно догадаться, что у вас в голове появится именно изображение обложки данного трека.
Таким образом, из всего перечисленного выше следует, что обложку артисту сейчас необходимо сделать максимально кликабельной и максимально запоминающейся. И чем лучше обложка будет сделана, тем больше органических прослушиваний при прочих равных она будет генерить в рекламе. То есть, вложив в продвижение Х рублей, обложка от профессионала даст артисту намного больше переходов и, как следствие, прослушиваний, которые конвертируются в реальные деньги, чем обложка, сделанная некомпетентным дизайнером.
После сказанного выше взаимосвязь качества обложки и потенциальной прибыли артиста кажется вполне очевидной, однако до почти середины ХХ века даже крупные лейблы не понимали важности дизайна. Всё изменила обложка от Алекса Стейнвейса, сделанная в рамках его работы с Columbia Records, которая увеличила продажи 3-ей симфонии великого композитора Бетховена почти в 9 раз засчёт обновлённой упаковки! (источник)
КАК МЕНЯЛИСЬ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ОБЛОЖКИ
Достаточно часто в последнее время из разных уст мы слышим такую фразу: «кто не знает прошлого, у того нет будущего». Эта цитата применима и к данной индустрии, ведь именно знания того, какие в старые времена были музыкальные обложки и как они трансформировались, помогут понять дизайнеру и читателю, с чем связаны тенденции в данном направлении дизайна прямо сейчас.
Первые музыкальные пластинки выпускались в конвертах в период 1920-1930 годов. Тогда не было принято рисовать замысловатые иллюстрации: чаще всего писалось только название релиза и базовая информация.
Знаковым событием принято считать появление в индустрии художника Алекса Стейнвейса, чью работу для Бетховена мы упоминали выше. Columbia Records приобрела оборудование для печати, а художник в свою очередь занимался художественной разработкой макетов. Увидев фантастические результаты продаж пластинки Бетховена, другие компании последовали данному примеру, и, таким образом, индустрия музыкального дизайна стала набирать обороты и усложняться.
В 1960-ые стали появляться новые инструменты и техники для создания обложек, и этот период можно назвать периодом, когда обложки стали настоящими предметами искусства. Больше всего выделилась группа The Beatles, чьи работы являются культовыми до сих пор. Они просто кишат символами и скрытыми смыслами, которые предлагается найти зрителю (источник фотографий):
Что касается СССР, примерно в это же время индустрия музыкального дизайна стала развиваться в связи с активным импортом и экспортом различных пластинок. В то время существовала определённая цензура, из-за которой обложки переиздавались в новом обличии специально для локального рынка, чаще всего это происходило из-за излишней «чопорности»: изображения трагических сцен насилия, предметов роскошной жизни и других неприемлемых вещей для государственной машины того времени. Чаще всего такая цензура приводила к утрате смыслов и настроения альбома, но чиновников того времени это не интересовало. Перед печатью специальный художественный совет проверял обложку и выводил собственный вердикт: можно ли выпускать релиз или необходимо вновь переделать оформление (источник).
Далее формат обложек менялся и адаптировался с появлением музыкальных кассет и буклетов, но в итоге все равно вернулся к уже привычному квадрату, который мы видим на стриминговых площадках и по сей день. Техника работы перестала диктоваться модой, а стала зависеть исключительно от смыслов, заключённых в музыке. Очень точно свои мысли на этот счёт выразил художник Крис Биллхаймер, работавший с различными западными артистами и брендами:
«Я стараюсь избегать временных дизайн-трендов, потому что они заставляют работу ассоциироваться с определённым периодом, когда она была создана. Некоторые стили спустя время могут умереть и ты будешь думать: «о, эта работа была сделана в 2012…» (источник)
Однако переход в цифровую эпоху ознаменовался не только возвращением к основам в виде форматирования, но ещё, как и в остальных сферах жизни, определённого рода упрощением, о которых можно судить хотя бы по тому, как дизайнер, работавший над обложками группы Radiohead, рассказывает о процессе работы тогда (источник: интервью):
«При создании дизайна у нас не было возможности сделать шаг назад. Попытка всегда была одна, чтобы завершить начатое. Серьёзная ошибка – новый проект, а маленькие неподходящие детали мы просто закрывали чем-либо сверху»
Теперь же работать намного проще, так как нет никакой сложности в том, чтобы скачать программу для коллажей или рисования. Само же упрощение в обложках, к слову, носит сугубо практический характер: чаще всего обложка в наше время встречается в плейлистах или топ-чартах, где занимает от силы пространство в несколько сантиметров, а потому добавлять слишком много деталей уже просто нет смысла – на практике используются крупные формы и объекты, которые потенциально привлекут внимание целевой аудитории. Пару работ, выполненных мной, иллюстрирующих данную закономерность (источник):
КАКИЕ ОБЛОЖКИ СЕЙЧАС ИСПОЛЬЗУЮТ ЧАЩЕ ВСЕГО
С развитием диджитализации и дальнейшей доступностью различных техник создания изображений можно выделить два основных вида обложек, которые работают для артистов чаще всего.
Возвращаясь к основным техникам сейчас, первый и самый простой вид обложек – коллажи: для артистов с ярко выраженной коммерческой направленностью это идеальный вариант. Данный тип обложек по сути помогает артисту продвигать личный бренд, так как чаще всего в обложку помещается лицо музыканта и крупное название песни, чтобы массовому зрителю сразу было понятно, что к чему. Хотя таким образом поступают не всегда, а потому прикладываю самые разные типы коллажей, сделанных нашей студией (источник):
Второй стиль обложек, который сейчас используют крайне часто, конечно же, иллюстративные картинки. С точки зрения ценообразования, процесс отрисовки изображения обычно занимает больше времени, а потому обходится артистам чуть дороже, однако на дистанции может сэкономить достаточно много денег, выстроив единую концепцию, которая вытекает из обложки в обложку. Стоит вспомнить примеры карьер музыкантов, которые в своё время были построены обезличено на иллюстрациях: всем известная Глюкоза и Gorillaz. Примеры отрисованных работ, выполненных моей командой для артистов в нашей стране (источник):
Не стоит также забывать и про будущее. Новые технологии, которые только набирают обороты. Речь идёт о нейросетях, которые позволяют генерировать различные изображения на основе данных и исходного кода прописанной программы. Однако стоит понимать, что поскольку область пока что не зарегулирована, использование данного рода изображений находится под вопросом – насколько это правомерно, а потому артистам лучше не рисковать до выяснения всех вводных в рамках возможных рисков.
САМЫЕ ДОРОГИЕ ОБЛОЖКИ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ
Отследив историю индустрии музыкальных обложек, предлагаем узнать о самых дорогих кейсах за всё время. Мы рассмотрим сами картинки и кратко расскажем об истории и цене каждого дизайна.
Первая и самая недорогая обложка из нашего списка – обложка релиза «DAYTONA» от артиста Pusha T (2018). Изначально альбом должен был выйти с другим дизайном, но за несколько дней продюсеры изменили своё мнение, взяв фотографию ванны Витни Хьюстон, на которой можно увидеть огромное количество сильных лекарств. Использование картинки обошлось в 85.000$, а расходы на себя взял один из продюсеров Pusha T – Канье Вэст (источник)
Следующая обложка, о которой нам стоит упомянуть была сделана для релиза «Be Here Now» от Oasis (1997). Изначально из всех участников альбома планировалось сделать коллаж, но идея оказалась слишком дорогой по причине расстояния между ними. Потому в итоге на обложке можно увидеть Rolls-Royce, затопленный в бассейне, а стоимость составила порядка 100.000$ (источник)
Предпоследняя обложка из нашего списка была исполнена для альбома группы Pink Floyd «A Momentary Lapse Of Reason» (1987): на диком пляже в ряд был выставлено более 700 специализированных кроватей из больницы. Интересно, что обложку создавали 30 человек, всё было готово за день, но вечером пошёл дождь, и съёмки были задержаны на две недели, а итоговые затраты на дизайн составили в районе 500.000$ (источник)
И крайняя обложка, которую мы обсудим, принадлежит легендарному альбому «Greatest Hits» от Spice Girls (2007). Работа является самой дорогой обложкой в мире: на её изготовление ушло более 1.000.000$, ведь все буквы более выложены из самых настоящих драгоценных камней (источник).
КАКОЙ ВИЗУАЛ СЕЙЧАС НУЖЕН АРТИСТУ, КРОМЕ ОБЛОЖЕК
В наше время концентрация внимания человека падает с каждым днём, а потому артисту необходимо изобретать всё новые и новые способы, чтобы бороться за внимание своей целевой аудитории и быть у неё в приоритете. Решением этой проблемы является видео-контент, который имеет большой потенциал, чтобы зацепить зрителя в течение двух-трёх секунд с момента взгляда.
Своего рода прорывом в индустрии можно считать появление анимаций в обложках, что экономит деньги на создании сниппетов и муд-видео, но тем не менее при выпуске релизов в соцсетях помогает захватить то самое драгоценное внимание. Хотя, конечно, важно понимать, что живой контент обязательно нужен и без него никуда. Пример анимации для артиста, сделанный нашей студией:
Более того, один из доступных всем артистам инструментов, позволяющих выработать свой собственный имидж и часто использующийся на практике, о котором мы ещё не поговорили – лирик-видео – видеоряд длиною в трек, где отображается текст песни. Опытные артисты создают свою вселенную и имеют яркий подчерк, в пример приведём Hammali & Navai и их Atlantic Records Russia, которых можно легко узнать, увидев лирик-видео в узнаваемой стилистике. Так, например, видеоряд к треку «Птичка» набрал уже более 110 миллионов просмотров:
ВЫВОДЫ
Массовая индустрия музыкального дизайна только набирает обороты, и рынок сейчас находится в состоянии подъёма во всём мире: с доступностью технологий исполнителей становится всё больше и больше.
Определение слова «рынок» подсказывает читателю, что единой для всех артистов цены не существует: каждый находит вариант под свой конкретный бюджет и потребность.
Несомненно, обложка действительно играет огромную роль при продвижении релиза как инструмент имиджа, но верно в своём интервью для WNW Magazine заметил художник Майкл Карни (источник), хорошей обложки не будет
достаточно, если сам релиз не является хитовым. Но что можно точно сказать – плохая обложка однозначно скажется негативно на продажах музыки.
Как и в любой сфере, артисту перед началом работы стоит протестировать несколько специалистов, понять, какой подходит ему больше всего как человек и как художник, а затем создавать собственную узнаваемую вселенную, которая будет скреплять фан-базу. Важно, чтобы художник не навязывал своё мнение, прислушивался к вам и делал всегда чуть больше, чем от него ожидается.
Добавить комментарий