Гипотенуза Баярунаса-Вальца. Встречи в мире мюзикла

вальцА точка усмехнулась
и стала запятой.

Юлий Ким

Нет ничего мучительнее, говорят, чем ждать и догонять. О догонялках думать рано, а вот про ожидание мир уже узнал больше, чем ему бы хотелось. Ожидая неизвестно чего, чтобы не впасть в грех уныния, мы ищем дозволенных развлечений. Не устану повторять: обезлюдевшие театры в лице своих самых неугомонных представителей спасли и продолжают спасать человечество для неизбежного будущего.

В серии встреч «Мир мюзикла с Ярославом Баярунасом» в клубе «Гластонберри» состоялась вторая (первая прошла в ЦДРИ, где гостем был Антон Арцев). На этот раз в центре внимания ведущего решился показаться наш утончённый аристократ – по «Принцессе цирка», прожжённый гедонист – по «Преступлению и наказанию», и last but not least Jesus-superstar — по одноимённой рок-опере, Евгений Вальц.

Те, кто следит за веяниями эфира, не упустили из виду недавний «стрим» Евгения, где ситуация была обратной: у него в гостях виртуально присутствовал Ярослав. Не много смысла  пересказывать перипетии биографии обоих артистов: такие встречи хороши именно живым присутствием на них. Впрочем, эфир записан и доступен в интернете. Какая часть вечера в «Гластонберри» окажется там же – предсказать пока сложно. Попытаемся вкратце «пробежаться» по вехам карьеры гостя.

Детство Евгения Виллиевича (и его старшего брата Андрея) прошло в Таджикистане: место рождения – Душанбе. Это уже делает семью Вальц частью истории нашей страны, но братья не остановились на достигнутом без их участия и двинулись в область искусства. Детские упражнения в прекрасном были по большей части домашними – педагогам открылись таланты выпускников только на самом финише срока пребывания в школе. Рациональное зерно в этом, безусловно, есть – участвовать в самодеятельности хочется далеко не каждому. Возможно, именно тогда были сэкономлены ресурсы, щедро расходуемые в наши дни всем на радость.

Затем наступил период «разброда и шатаний», который на самом деле водил Евгения по местам его будущей славы: кружок бальных танцев в Таджикистане сменился курсами юных тележурналистов в Зеленограде, потом филологическим факультетом Педагогического Института в Москве – и тут призвание грянуло, юноша оставил колебания и педагогику и поступил во ВГИК, поскольку пример старшего брата доказывал: стать артистом не только не страшно, но и весьма увлекательно.

Первым театром в жизни Вальца-младшего стал «Модернъ» (эпохальные роли в ансамбле почтим завесой милосердия, их главная функция в том, что в них требовалось что-то петь). Где-то в этот период автору довелось познакомиться с фактом, что «у Андрея есть брат» и одновременно получить некое впечатление — залог того, что в будущем никакого иного Иисуса на сцене театра им. Моссовета для меня быть не может. Только этот «юноша бледный со взором горящим».

Далее случился «Суперзвезда». Евгений взывает об уничтожении всех записей 2007 года с его участием, на что мы, конечно, пойти не можем, но уважаем его самокритичность и стремление к совершенству.

ИХС продолжается – теперь параллельно с участием Е. Вальца в спектаклях театра Елены Камбуровой и работой в Московском Театре мюзикла под руководством М. Швыдкого. Как говорится, билеты в шапке профиля.

Разумеется, собеседники не только разговаривали. К счастью, они ещё и много пели, соло и дуэтами. Кроме мюзиклов ТМ, звучали арии из ИХС, «Джекилла и Хайда», «Гамильтона», «Моцартов». Ярослав – Иуда, Евгений – Иисус; Ярослав – Хайд, Евгений – Джекилл (или «Ссора в парадном»… не спрашивайте). В финале они и вовсе спели не принадлежащий им дуэт, заимствованный у одного из женских мюзикловых персонажей, и звучали вполне гармонично.

О гармонии хочется сказать отдельно.

Баярунас и Вальц никогда не работали в одном проекте вместе. Фактически, их первое «совместное предприятие» — вот этот дуплет из прямого эфира и очного вечера. Как верно заметил Ярослав еще в беседе с Антоном Арцевым, он и родился-то в другой стране, нежели старшие товарищи – нет, не в прибалтийской, как можно подумать по фамилии, а просто в России. А старшие товарищи родились в СССР… Разное слушали они с детства, разное смотрели, по-разному шли к мечте. Как понимать друг друга, кому дальше идти до встречи? Рецепт подсказала еще товарищ Калугина из «Служебного романа»: терпение и такт! Спросит молодой человек «сколько времени», а ты ему тактично подскажешь «который час». Шутка. Молодой человек легко вплетает в реплику слово «любо» — мостики наводить не надо, собеседники на одном берегу. Отличия между представителями разных поколений диктуются временами, в которых им выпало формироваться и которые, знамо дело, не выбирают.

Индустрия театра в нашей стране очень изменилась с наступлением «пост-перестройки» и благословенной, будь она неладна, рыночной экономики. Для старшего поколения объявить сбор средств на свою постановку – всё равно что встать с шапкой в переходе. Для младшего тоже, но что для первых позор, для вторых – стартап. Вообще самая большая разница между ними – в формате отношений с публикой. «Я далёк от народа», — эту ироничную цитату своего гостя из давней встречи в «Артмосфере» Ярослав, по-видимому, не успел раскопать. Напротив, краудфандинг и прочие интерактивы, в которых участвуют Баярунас, Казьмин, Салес, Стукалов и другие, предполагают теснейшее взаимодействие с этим самым народом без посредничества третьих лиц, то есть крупных продюсеров. Артист больше не может надеяться только на покровительство высших театральных сил, ибо у них не совпадают цели. Зритель чувствует то же самое: несёшь деньги в кассу, но какая их часть дойдёт до твоего кумира, не зависит ни от тебя, ни от него. Да, декорации, свет, звук, большие удобные здания в центре столицы – да. Но приходят «КарамазоВЫ» и на голых стульях воссоздают мир Достоевского без всяких движущихся стен, проекций и многочисленного ансамбля (лучшего в этом городе, тут без иронии). Конечно, пусть цветут все цветы, и «Преступление и наказание» прекрасно для многих. Я только хочу сказать, что – оказывается – можно и по-другому. Раньше мы этого не знали, и отрицать этот факт бессмысленно. Учиться никогда не поздно.

Способность воспринимать новое, встраиваться в него, реагировать на вызовы времени быстро и метко – полезное умение молодых исполнителей. Профессиональная настойчивость, принципиальное отношение к достоинству, широкий охват культуры вообще – козырь опытных мастеров. Главное, что диалог начался, продолжается и явно доставляет обеим сторонам, а с ними и публике, всяческое удовольствие.

Встреча подошла к концу, когда с боем часов в 23.00 из щелей надвинулся на нас микровраг рода людского – а мы в это время вместе с Лесничим верили, что всё сбудется. И  будет прекрасно.

 

 

 

 

Елена Трефилова специально для Musecube

Фотографии Ксении Логиновой смотрите здесь 

Фотографии Екатерины Апциаури смотрите здесь 

 


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.