«Запела птица голосом блаженным…» – поёт Нина Шацкая в романсе «Разрыв». Да ведь это же точно про неё писала Анна Ахматова.
19 декабря впервые на сцене Арт-кафе знаменитого Театра им. Е. Вахтангова выступила заслуженная артистка России Нина Шацкая. «Арт-кафе» – это новое сценическое пространство в новом здании Вахтанговского театра. Изысканное, очень уютное помещение с небольшой сценой, в котором царит своя атмосфера, свой дух и есть свой преданный зритель.
Когда попадаешь на концерт этой певицы, то считай у тебя сегодня праздник. Конечно, на вкус и цвет в искусстве каждому своё, но невольно слушая разговоры пришедших зрителей, для многих именно так.
Нина представила публике музыкально-литературный моноспектакль «Осенняя дорога». «Осенняя дорога» – магистрал венка сонетов поэта Евгения Блажеевского. Венок сонетов – это поэма, четырнадцать стихотворений, каждое последующее из которых начинается с последней строки предыдущего. Магистрал – это 15-е, самое главное стихотворение, завершающее, собранное из строк от каждых 14-ти предыдущих сонетов. Оно как эмоциональный итог.
Зрителей ждал час с небольшим увлекательнейшего диалога Голоса с Гитарой. Стихотворения перемежёвывались и обрамлялись вокальными номерами: песнями, балладами и романсами. В самом начале спектакля Нина попросила зрителей не аплодировать между произведениями, чтобы не нарушать целостность действа и его восприятия. Это оказалось трудной задачей, выражения восторга и благодарности так и напрашивались в виде аплодисментов, но зал проявил себя «единым организмом» и никто не подвёл.
В моноспектакле были затронуты извечные темы любви, расставания, переезда, детства, воспоминаний, смысла жизни, скоротечности времени. Другими словами, все главные человеческие ценности.
«Неоднократно перечитывая «Осеннюю дорогу», я поняла, что впервые в жизни хочу прочесть стихи со сцены», – поделилась Нина. Таким образом это ее первый сценический опыт, где она выступает не только как певица, но и как чтец.
Стоит отметить, что «Осенняя дорога» – это одно из многочисленных творческих достижений Нины. Ее программы насчитывают большое разнообразие как сольных проектов на разные тематики, так и коллаборации с артистами. С актрисой Ольгой Кабо у Нины существует три проекта: «Память о солнце» – посвящение Анне Ахматовой, «Я искала тебя» – посвящение Марине Цветаевой, «Пятое время года. Любовь» – программа из популярных песен, романсов и стихов от Пушкина до Евтушенко. С актером Григорием Сиятвиндой Нина выступает в проекте «Затерянные птицы». Это музыкально-литературный спектакль, в котором переплетаются музыка Астора Пьяццоллы и переведенные специально для Нины на русский язык баллады с фрагментами из романа Маркеса «Любовь во время чумы». С драматургом Дмитрием Минчёнком Нину связывает работа в проекте «Людмила Зыкина. Исповедь. 17 лет тайны», посвященном биографии легендарной эстрадной певицы. Перечисленные работы настолько масштабные и уникальные, что являются значимыми главами творческой жизни Нины.
Партию гитары в спектакле «Осенняя дорога» исполняет виртуозный гитарист, мастер импровизаций, композитор – Артур Марутянц. С Артуром Нина сотрудничает относительно недавно, не более четырех лет (стоит отметить очень ценное профессиональное качество: Нина умеет работать с музыкантами, что называется, «вдолгую», по 20-30 лет). Однако за эти пока еще небольшие годы творческой работы с Артуром было объезжено много городов России, а недавно они и вовсе выступали на Кубе.
Удивительное наблюдение: все, кто соприкасаются с Ниной в рабочем плане в будущем становятся значимыми фигурами. В своё время Нина явила музыкальному миру молодого пианиста Дмитрия Селипанова (автора музыки к ее проекту-посвящению Марине Цветаевой), который благодаря творческому сотрудничеству с ней получил дорогу в большой мир музыки. Великое притягивается к великому. А с другими Нина не работает.
Нина большой фанат своей работы. Об этом говорят насыщенные гастролями графики. Без шуток сказать, порой не успеваешь следить за ее перемещениями в пространстве и не понимаешь, как это физически можно выдержать. Вчера еще была в Комсомольске-на-Амуре, завтра выступает в Москве, через пару дней в Кирове, а через неделю покоряет Алтайский край. Хотя это мечта любого артиста – быть востребованной. И у Нины, к счастью, она сбылась. Каждое выступление, каждый концерт Нины, каждое соприкосновение с публикой – самые счастливые моменты в ее жизни. Она всецело соткана из них. Она выходит на сцену, видит сияющие глаза и лица зрителей в зале, ощущает дыхание и начинается магия. Она растворяется в этом!
Артистка с удовольствием ездит по разным уголкам нашей страны, но и продолжает завоевывать международные площадки. В нынешнем году она принимала участие в совместном проекте Министерства культуры РФ и Росконцерта «Русские сезоны» в Бразилии по продвижению русской культуры и русского языка за пределами страны, стала Русским голосом «Славянского базара» на Международном фестивале в Витебске, а также выступала на Кубе в рамках «Дней духовной культуры России».
Нина Шацкая много лет заслуженная артистка России, но, глядя на масштаб ее деятельности и то, какие залы она собирает и какое количество людей на неё ходит, она давно стала народной любимицей. Это при том, что певица работает без продюсера. Интересно, сколько еще потребуется времени, чтобы ей присвоили официальное звание Народной артистки России?..
Любое выступление Нины окутано таинством, магией, колдовством. Вечер в Арт-кафе Театра Вахтангова не стал исключением. Несмотря на то, что эта программа оказалась сложной к восприятию, в ней нет увеселительных моментов, нет смены сценических нарядов, больше приходится вдумываться и вслушиваться в глубокий смысл текстов, но зритель этого театра очень искушенный, очень «опытный». Люди готовы внимать чему-то эксклюзивному, не всем привычному, где не про «посмеяться», а про «подумать».
Нина как Вселенная, в которой нет ни времени, ни пространства, только один сплошной полёт. И ты, как зритель, совершенно на него готов. Даже если не знаешь точного направления. Это та редкая Артистка, которой можно и хочется доверять. Читать ее взгляд и только успевать ловить всю палитру эмоций и красок ее души. Такой таинственности, глубины, наполненности, смысла, красоты и непомерной загадочности.
В одном из интервью Нина рассказывала, как однажды ее коллега задал очень необычный вопрос, который ранее ей никогда не доводилось слышать. Он поинтересовался: «А что вы видите перед собой, какие картинки, когда поёте?» И она ответила, что ничего не приходится придумывать, все произошедшие истории из ее наполненной событиями жизни перед глазами проявляются как слайды, меняя ход движения в зависимости от песни и ее личного внутреннего состояния в моменте.
Перед зрителями на сцене певица в унисон с пронзительной, выходящей за пределы ожидаемого музыкального сопровождения игрой тонко чувствующего ее гитариста, рисовали красивые сюжеты, превращая каждую композицию в настоящий самодостаточный этюд большого общего спектакля. В спектакле «Осенняя дорога» прозвучали такие композиции, как: «Пасьянсы», «В нашем городе дождь», «Разрыв», «Я помню ночь», «Обливион», «Не отрекаются любя», «Любовь — волшебная страна», «Только раз», «Я беру всю вину на себя», «По дороге в Загорск», «Любовь настала» и на бис «Колдунья».
Несмотря на то, что в этом спектакле Нина «не балует» зрителей полюбившейся традицией частой смены сценических платьев, каждое из которых одно краше другого, это никак не умаляет восхищения её выбранным нарядом для этого выступления. Строгий приталенный брючный костюм темных оттенков, смело демонстрирующий ее безупречные формы, точеную фигуру и, подчеркивающий завидную осиную талию. Тот редкий случай, когда во что бы не оделся артист, на нём все будет смотреться изысканно и с эффектом «вау». Ее величественная красота – это данность и неоспоримый факт, это благодарность создателю, родителям, однако хочется обратить особое внимание на уровень ее исполнительской культуры. Ведь это постоянная работа над собой!
Каждый зритель видит и ощущает, как Нина пропитана и живет тем миром, который создает и преподносит зрителю через музыку, пение, слово. У неё безупречное совершенство подачи материала. Нина везде разная. Непредсказуемая. И всегда настоящая. Затаив дыхание, предвкушаешь, что же артистка сделает со следующим словом: пропоет шепотом или на разрыв аорты, сделает звук гортанным, может протянет ноту своей огромной мощью голоса и безграничным дыханием… Более 30 лет Нина выступает на сцене и константой одно: она никогда не позволяет себе расслабиться. Всегда на высоте! Всегда держится уверенно, гордо и пьедестал всегда её.
О таких избранных, Богом поцелованных, творчески уникальных личностях нашего времени нужно писать книги. И есть желающие. И название готово – «Крылья жизни: Нина Шацкая». Нина называет себя птицей певчей перелётной. У нее уже изданы 2 книги про ее безграничные путешествия по миру – «Жажда жизни» и «Краски жизни», автором текстов и фотоиллюстраций к которым она является. Но подходит время книги о ней самой!
Мир не стоит на месте. Появляются новые и новые артисты, которые пробуют и ищут себя в разных жанрах. Много рядом талантливых юных исполнителей, но в то же время мало тех, кто бы мог в её жанре с ней конкурировать. Большинство ошибочно обольщается, думая, что романс — это легкий жанр и в него можно с лёту заскочить. Кто такая певица Шацкая? Это уровень, масштаб, пример. Это то, на что стоит обращать внимание и углублённо изучать как главу из музыкальной хрестоматии.
«Нина Шацкая – планета, совершенно отдельная от прочих созвездий. Она – планета, на которой есть жизнь. Эта певица не для всех, но очень надолго», – так о ней сказал в своё время ведущий программы «Романтика романса» известный музыковед Святослав Бэлза. Невозможно с ним не согласиться.
Любовь – это искусство. Шацкая, безусловно, творение. А любовь к Шацкой – это ее песни.
Есть один интересный нюанс, который можно увидеть только в этом проекте Нины «Осенняя дорога». Я оставлю его за кулисами статьи, чтобы вы обязательно посмотрели этот музыкально-литературный спектакль.
Огромная благодарность Театру им. Е. Вахтангова и особенно его бессменному руководителю Кириллу Игоревичу Кроку за приглашение Нины Шацкой, за организацию мероприятия и за такие творческие вечера в целом. В конце встречи Нина анонсировала свое следующее выступление в Арт-кафе Театра Вахтангова с другой программой. Что это будет за тема, она еще не определилась. Обозначила, что вечер встречи запланирован на март будущего года.
Александра Вселенная специально для Musecube
Добавить комментарий