Небронзовый Маргулис

Это странное звучное слово – МАРГУЛИС. За многие годы сценической жизни оно стало практически нарицательным, а потому с усмешкой воспринимается рассказ Евгения Шулимовича Маргулиса о том, как после выступления в одном академическом зале очень пожилая («раз в пять старше» самого Маргулиса) администраторша подошла к тогда 50-летнему музыканту и произнесла уникальную фразу: «Вы – талантливый мальчик, Вам надо обязательно выходить на большую сцену». Талантливый Евгений Шулимович, как известно, не перестает это делать 4-ое десятилетие подряд, разве что мальчиком себя давно уже не считает и не желает «видеть себя старого и седого, поющего молодежные песни», что полагает противным.

30 мая в клубе MusicTown Маргулис выступал с группой имени себя в составе: Евгений Маргулис – вокал, бас-гитара, акустическая гитара; Михаил Клягин – электрогитара, акустическая гитара; Михаил Владимиров – губная гармоника, акустическая гитара, бэк-вокал; Евгений Лепендин – ударные. Трубач Михаил Дитковский в этот раз отсутствовал.

Надо сказать, от Евгения Шулимовича, его угрюмо-ироничной высокомерности образца двухгодичной давности, когда мне довелось побывать на его концерте в последний раз, не осталось и следа. Дружелюбие и позитив сквозят из каждого слова, будто всё в его жизни с тех пор перевернулось. Что публика, что музыканты – очевидно, любимые, дорогие, нужные. «Привет, родные! Знали бы вы, как нам приятно играть для вас. Мы сейчас сыграем совсем мягкий, седой блюз», — приветствует Маргулис собравшихся, и, как бы «просто для себя» звучит «Последняя-2». Бархатное, «ворсистое» дыхание в конце фраз переходит в лёгкий хрип, который узнаваем, который кочует за музыкантом по всей его творческой биографии.

«Гармошки нет», — слышится из зала. У харпера Михаила Владимирова что-то со звуком. «Гармошки нет? Сейчас переиграем», — у Маргулиса всё просто. И ведь действительно переиграли. Другой бы проигнорировал, имея ввиду «проехали», но в музыкальном плане Маргулис – аскет, а потому каждый инструмент, каждое соло имеет особую ценность. Также, похоже, для него и каждый слушатель (коих, понятно, не стадион) дорог и бесценен.

«Сейчас будет песня о любви», — объявляет Маргулис песню «Надоело». Это песня, открывающая последний альбом. В течение концерта композиции с последней работы ещё будут звучать: одна за другой исполняются «Курить» и «Не надо так». По идее басисту нелегко свинговать. Причастность к ритм-секции подразумевает ритмичность и некую размеренность. Евгений Шулимович опровергает все возможные каноны и предрассудки, бодро растягивая рифы и выдавая соло на басу, будто на обычной электрике. А после древней «Дороги наши разошлись» мне даже очередной раз пришло на ум, что, если я когда-нибудь в жизни возьмусь за инструмент, то им точно станет бас-гитара.

Следующий блок песен – преимущественно родом из 2000-х. Определенно Маргулис в ударе: «Соль мажор» и «Джаз» идут на «ура». В последней композиции Михаил Владимиров играет совсем не блюзовое соло на харпе в духе Жан-Жака Мильто. Впрочем, а кто сказал, что у Маргулиса & Сo должен быть обязательно блюз? Это ж так, штамп и фантазии прессы, не более того.

«Сколько было звёзд»«чистый блюз образца 79-го года». Она стала едва ли не самой старой песней в плей-листе.

«Не плачь обо мне» звучит в две акустики – Михаил Клягин и, собственно, сам Евгений Маргулис. Мягко, протяжно. Не хватает, конечно, скрипичной группы из Камерного оркестра KREMLIN Миши Рахлевского. Следующая композиция не менее душещипательная – «Письма». Старая-престарая почему-то она с течением времени, с годами не становится менее актуальной:

Всё, старик, хорош, пора завязывать,
Тот, кто хочет, может продолжать.
Глотки рвать, бороться и доказывать,
Ну и с Богом, я не хочу мешать.
Хватит нас уж завтраками потчевать,
Это всё пустое, как вода.
Я уже пять дней как занял очередь.
Что куда? Ах, милый мой, туда…

Вот такое вот настроение. История страны. История её граждан. Всё перемешано и перепутано настолько, что распутать уж и невозможно вовсе. Только рубить. Но как? И во все времена каждый рубит по-своему, выбирая свой, исключительно личный путь, за который не должно быть стыдно спустя годы. Или должно быть. Или не важно. Не суть.

И вдруг Маргулис резко меняет тему: «Я вот не понимаю, на хрен ходить на меня, беседуя во время концерта, если есть куда более приличные люди. Стас Михайлов, например». Явно нарвавшись на комплиментарные аплодисменты, музыкант исполняют «Заносит». Она тоже из последнего альбома.

Традиционный номер – инструментальная буги-композиция в исполнении Михаила Клягина. Это «время полнейшего бесстыдного раскрытия», — объявляет ее Маргулис.

Полнейшая противоположность – следующая композиция: задумчивая, неторопливая, певучая. «У песни, которую мы сейчас сыграем, было пять вариантов текста. Один хуже другого», — поясняет Евгений Шулимович. Исполняется «Сакура Катана Сакэ» — вещь, выпущенная в альбоме 2007 года «Продолжение следует».

«Мы с Серёгой-самураем третий год как мир спасаем, сна себя лишая от темна до темна…» — слова, посвященные другу, коллеге-музыканту – клавишнику, барабанщику и гитаристу Сергею Кавагоэ, с которым они играли вместе много лет. Потом был период расставания. Потом Кавагоэ не стало…
И сейчас, спустя годы, оглядывая поляну как бы сверху и на расстоянии и понимая сложившиеся мифологемы, представить себе русский рок без него практически невозможно, ведь если бы не он, кто знает, как бы сложилась история многих групп.

Маргулис поёт, раскачиваясь в запале всем корпусом на манер слепого Рэя Чарльза, и выдаёт целую серию своих ударных «холостяцких» песен: «Когда ты уйдешь», «Подруга номер пять», наконец, «Шанхай блюз» и «Мой друг лучше всех играет блюз».

Композицией «Рок-н-ролл» основная часть концерта завершается: «Эту песню я посвятил своему бесноватому дружку Серёге Кавагоэ, который и привел меня в эту музыку». Привёл и оставил, уйдя сам. Уйдя совсем. Но оставив о себе память. Уже второй раз за концерт Маргулис вспоминает ушедшего друга. А этот «Рок-н-ролл» — по сути и не рок-н-ролл вовсе в смысле стиля. Настроение под названием «рок-н-ролл».

Впереди только «бонус-треки» — бисы: «Ангел», когда Михаил Владимиров берется за акустику, и «О.К.», немного грустными философскими строками из которой заканчивается концерт:

Я живу с гитарой за спиной.
Мне вода — земля, дорога – дом.
Я, наверно, проиграл, убеждая дурака.
Да и бог с ним, мне сегодня хорошо.

Я, любя тебя, могу летать.
Джими, Рэй и Роберт полетят со мной.
Протяни свою ладонь, я коснусь тебя крылом,
И поверь мне, что нам будет хорошо…

Маргулис — не ментор и не догматик. Что радует, в отличие от многих своих сверстников, он не забронзовел, оставшись ироничным и несерьёзным. Впрочем, как говорит сам музыкант: «Я занимаюсь определенным проектом до того момента, пока не начинает надоедать. Если мне становится скучно — я валю тут же». Пока он явно на подъёме, а значит концерты, которых с нетерпением ждут поклонники, появившиеся за 12 лет существования группы как сайд-проекта, точно будут. И всё это дополнительные поводы прийти на концерт Евгения Маргулиса ещё раз.

Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Полный фотоотчёт Александры Дурницыной здесь


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.