На главной сцене московского Клуба Алексея Козлова 17 июня состоялся уже ставший традиционным концерт оркестра с вызывающе амбициозным названием New Blood Big Band. Коллектив, родился всего-то пять с небольшим лет назад, когда планету охватило уныние от вездесущей пандемии. Как пелось в одной старой песенке перестроечных времён «Туда нельзя. Сюда нельзя. Никуда нельзя». Куда бедному музыканту податься? Ни подудеть, ни поскрипеть. Только пошуметь тамбурином в гордом одиночестве и оставалось. Композитор, музыкант и, что важно, энергичный организатор Сергей Долженков сидеть, сложа руки, не стал, и решил организовать оркестр. Сверхзадача заключалась в том, чтобы в некотором роде в старомодный формат биг бэнда хоть и без назойливого запаха нафталина, но с характерным звучанием вдохнуть новую жизнь. Отсюда и появилось название NEW BLOOD big band. Одно только название – уже заявка на успех. Ведь, как известно, «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». Каждый из музыкантов, закрывшись дома, записывал партии. В этих весьма непростых условиях Долженков умудрился создать коллектив, который быстро обрёл славу «открытия джазового мира».
В качестве одной из концертных программ были выбраны рок-хиты всех врёмен и народов. Ну, конечно, в реальности не совсем так: где-то рок, а где-то поп, где-то джаз, а где-то фьюжн. Но в интерпретации NBBB вся эта красота превращается в мощный рок-бэнд. Здесь рядом с Depeche Mode, Radiohead, и The Doors соседствуют Herbie Hancock и Duke Ellington, а по соседству c Nirvana удобно устроился Linkin Park. Важно, что задача спрятать оригинал никогда и не ставилась. И напротив, исполняемое должно было быть абсолютно узнаваемым, но другим. При этом NBBB – проект исключительно авторский, в котором сам Сергей Долженков выполняет функции не только автора аранжировок музыкального материала, но также тамады, ведущего, няньки, отца и практически святого духа. Любой ансамбль – это механизм, и он должен работать не абы как, а так, как его задумал инженер-проектировщик. Именно он определяет углы схождения и развала колёс, именно он решает, с какой скоростью должны двигаться шестерёнки. Можно сколько угодно говорить про групповое творчество, но первый всегда один, и по-другому никак.
Концерт начинается с «Red Clay» Freddie Hubbard. По мнению критиков, записанный в 1970 году одноименный альбом «не только определил направление Хаббарда на следующее десятилетие, но и оказал значительное влияние на целое поколение трубачей, появившееся в 1970-х». «Мы соскучились по этой композиции!» — восклицает Долженков. Бухающий бас, короткие фразы духовых смузи-звуком… И следом пронзительное соло на трубе: всё выше и выше. На вершине аппетитные повизгивания. Джаз-рок, как он есть! И вдруг резкий конец! Не просто же так говорят, что «Red Clay» — одна из тех вещей, которые нарушают стройную эволюционную историю джаза. В общем, всё, как я люблю!
Много инструментов, много звуков – обязательное условие. Только тогда появляется не только возможность манёвра, но и радость игры в напёрстки. Спрятать шарик под один напёрсток, чтобы в нужный момент он, словно чёрт из табакерки, внезапно выскочил из-под другого. Другая сторона медали — с таким большим составом (а в коллективе сейчас почти два десятка музыкантов) должно было очень много чего совпасть, чтобы добиться именно того звучания, какое хочется получить. И это удалось. Аранжировки абсолютно бомбические.
Depeche Mode «Enjoy The Silence» — вот где начинается самое настоящее рубилово. Мягонькое тёплое начало – нервное и волнительное существует только для того, чтобы вкатиться в тему, чтобы расслабить слушателя, дать ему возможность покачаться на волнах ласкового прибоя, а потом резко ударить. В мгновение ока попадаешь в царство мрака с миллионом обертонов вокруг и совершенно чудесным образом обыгранных хроматизмов. Вы говорите, программа называется «Playing Rock!»? Ничего подобного, надо по-другому: «Playing Rrrrrrrrrock!!!!!!», и никак иначе.
Исполнение даже самого забойного хита в лабораторных условиях – это не то. Только живое выступление воспитывает и держит в тонусе любого музыканта. Чувство локтя, ощущение звука товарища по группе, партнёра по сцене – непередаваемый кайф. А ещё игра на сцене — это всегда работа в команде. Как заметил сам Долженков: «Здорово играть соло и здорово играть, например, партию третьего тромбона – это разные здорово».
«Butterfly» Herbie Hancock когда-то послужила причиной создания коллектива. Фразы повторяются одна за другой, накатывают, наступают на пятки, гармонически сдвиг минимален. Вокал – Алины Енгибарян — певицы с высоким голосам и весьма аккуратным тембром. Для джаз-рок состава, не чуждого грува и сочного звукового мяса – это однозначно находка. Енгибарян оттеняет, создаёт полупрозрачную практически муаровую подложку.
Ещё одна роковая композиция The Doors «Riders On The Storm». В оригинале — монотонно минималистичная, в версии NBBB – это, пожалуй, самая «многонотная» композиция из репертуара оркестра. Тут тебе и синхрон с «мелким» подыгрыванием на клавишах, и оркестр в разных его ипостасях – категорично фальцетной и мощноударной.
«По составу мы похожи на джазовый оркестр, но джаз мы не играем», — говорит Сергей Долженков. Как бы то ни было, всё исполняемое «New Blood Big Band пропитывает джазовым духом настолько, что порой становится непонятно, к какому стилю логичнее отнести исполняемый репертуар. По мере развития творимого музыкального «спектакля» жанровый разброс сужается. Всё верно, так и должно быть, ведь в итоге все до единого кусочки паззла должны сложиться и стать единым целым.
По традиции концерт завершает «In the End» Linkin Park. Тут тебе и чётко выверенный баланс групп, и обилие альтерированных аккордов. За счёт преобладания фьюжна драматургия классического джаз-рока, как на ладони. Замечательная Алина Енгибарян на сцене в окружении, в сопровождении оркестра – украшение и центр, жемчужина и ядро. Важно понимать, что вся эта красота, которая только что была подарена оркестром и его солисткой всем собравшимся даётся ценой колоссального труда. А чтобы просто jazz превратился в life style, за рамками «видимой стороны Луны» должна быть проделана поистине титаническая работа. Но вся эта кухня остаётся за кулисами, а на сцене, тем временем, New Blood Big Band как ни в чём ни бывало легко и непринуждённо демонстрирует публике очередное сногсшибательное музыкальное варево собственного приготовления.
Андрей Ордальонов, специально для MUSECUBE
Фоторепортаж Кирилла Видеева по ссылке
Добавить комментарий