«Штраус-гала»: «Русская филармония» в ММДМ, а также Штраус, Штраус и Штраус

В середине XIX века венская публика имела счастье видеть на афишах фамилию Штраус, но понятия не имела, кого из братьев ей доведётся слушать, — спустя чуть более, чем полтора века симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» с успехом повторяет эту шутку, с той только разницей, что программа «Штраус-гала» включает в себя неизменно блистательное исполнение музыкального наследия творческой династии, проверенное временем.

Учреждённый в 2000 году Правительством Москвы оркестр — первый и единственный московский большой симфонический оркестр за всю многовековую историю столицы — за эти годы достиг многого.

«Русская филармония» завоевала любовь слушателей и стала узнаваемым брендом, с оркестром сотрудничают как звезды российской эстрады, так и исполнители мировой величины. Отрадно, что активно развивая разные направления своей музыкальной деятельности, оркестр привлекает и новых зрителей «живой» музыкой из известных кинолент, но не забывает и о старой доброй классике — 4 июня постоянная резиденция оркестра, большой Светлановский зал Московского международного дома музыки, распахнул свои двери для поклонников Штраусов.

Штраус (тот самый, с афиши, — «неважно, какой») — это всегда синоним вальсов, оперетт и пузырьков шампанского, но жизнь каждого из композиторов была сопряжена с немалыми потрясениями во имя Ее величества Музыки.

С высоты 2022 года страшно представить, что Иоганн Штраус (сын; 1825-1899) учился музыке тайком от Иоганна Штрауса (отца; 1804-1849). Обращаясь в 1844 году в магистрат за получением лицензии на право дирижировать оркестром, он убедил свою мать подать на развод: Штраус-старший мог воспрепятствовать выдаче решения. Поскольку официальной причиной развода были многолетние измены именитого композитора, то в ответ на такой шаг со стороны супруги Штраус-старший лишил общих с нею детей наследства, оставив им лишь фамилию, и отписал всё своё состояние тем семерым детям, которых нажил со своей любовницей Эмилией Трампуш.

Первые годы профессиональной деятельности Иоганна Штрауса-младшего, не пожелавшего быть счетоводом, изрядно отравляли зависть и козни отца — тот отчаянно «делил» территорию, переставая выступать там, где работал сын, и не допуская подписания контрактов с сыном со стороны своих работодателей.

После смерти Штрауса-отца Иоганн-сын издал за свой счёт все сочинения Иоганна-отца и принял в свой оркестр всех его музыкантов — через несколько лет стало понятно, что Иоганн Штраус не может уделять должного внимания и гастролям, и работе в Вене, и написанию музыки, а потому к дирижированию оркестром был привлечён его брат Йозеф (1827-1870) — согласился он, успешный инженер, довольно неохотно, но в итоге посвятил музыке всю оставшуюся жизнь, фактически умерев от переутомления и сложностей организационной работы на гастролях.

Эдуард (1835 — 1916) как и братья, дирижировал, играл на скрипке и сочинял вальсы. Он считался лучшим интерпретатором произведений своего отца и братьев, начав дирижировать капеллой Штрауса в 1861 году, Эдуард занимался только ею со смертью Йозефа и вплоть до её роспуска в 1901 году. Концертировал Эдуард до глубокой старости, но писать вальсы у него получалось всё хуже и хуже. Тогда, объявив, что эпоха венского вальса закончена, он сжег целый сундук рукописей отца и братьев в печах для обжига кирпичей.

Впрочем, большая часть концерта была посвящена произведениям старшего брата, который славился добродушным и независтливым характером и нередко шутил, что «братья талантливее меня, просто я популярнее».

Одной из самых популярных и любимых зрителем оперетт Иоганна Штрауса-младшего является «Летучая мышь» — написанная за рекордные 6 недель по либретто сомнительного качества, она далеко не сразу набрала силу, но после 20 лет более-менее успешного проката увидела свет в новой редакции Густава Малера, и с тех пор по праву торжествует на сценах многих мировых сценах! Под эгидой Венской оперы даже были выпущены юбилейные монеты достоинством в 5 евро, посвящённые этой оперетте.

Увертюрой к этому произведению оркестр и открыл свой вечер! «Летучка» настолько вне времени, свежа и полна очарования, что поддавшись звукам музыки, поневоле забываешь, что именно она и привела к смерти ее композитора — последние годы Иоганн Штраус не концертировал и практически не выходил из дома, по случаю 25-летия оперетты его уговорили дирижировать как раз таки увертюрой — он разгорячился во время выступления, простыл по дороге домой и скончался от пневмонии…

Затем на сцену вышла приглашенная солистка Государственного академического Большого театра России, лауреат международного конкурса Bella Voce, участник международных фестивалей Аrs Longa, Primavera Classica, «Голоса ХХI века», «Спасская башня», Summertime (2012), блиставшая на многих зарубежных сценах Дарья Зыкова. Признанное многими слушателями сопрано исполнила куплеты Адели (Mein Herr Marquis, ein Mann wie Sie), мгновенно перенеся посетителей концерта в полную интриг и шампанского атмосферу бала князя Орловского (все из той же «Летучей мыши») и изрядно поправив настроение знакомых с судьбой композитора слушателей.

Следующий в программе вальс Иоганн Штраус посвятил для друга-хормейстера, получившего Рыцарский крест императора Франца Иосифа. Впервые вальс был исполнен как хоровое произведение — с оригинальной чуть сниженной лексикой из народной пословицы — в 1869 году в Венской мужской хоровой капелле, на Празднике Дурака. Хористы были одеты ряжеными, сам Штраус вышел на поклоны в крайне дурацком колпаке. За полтора столетия слова «Кто не любит вина, баб и песен, остается дураком пожизненно» позабыты, название вальса «Wein, Weib und Gesang» переводится на современный русский как «Вино, женщины и песни», а музыка остаётся столь же прекрасной и пьянящей, как и то, что вдохновило композитора на подарок другу.

Быстрая полька «На охоте» Иоганна Штрауса позволила Светлановскому залу ММДМ в полной мере ощутить дирижерский потенциал и харизму Сергея Таранина (музыкант занят как пианист, органист и концертмейстер в России, Германии, Эстонии и Мексике, и с сезона 2009-2010 г.г. — дирижер симфонического оркестра Москвы «Русская филармония»): на исполнении этого произведения он впервые обратился к залу за поддержкой, четко показывая, где, как интенсивно и как громко вступать с аплодисментами. По окончании номера зрители вдохновлённо рукоплескали, но, как оказалось позже, это было только разминкой перед следующими композициями!

Полька Эдуарда Штрауса «Путь открыт» поддерживала энтузиазм слушателей и продемонстрировала стремление композитора следовать традициям своего отца и братьев.

Полька Иоганна Штрауса «Гром и молния» (едва ли не самая популярная у автора) несомненно завоевала сердца всех юных слушателей, коих в зале было немало! Огромная заслуга в этом признании даже не блестящем исполнении и своевременном вступлении всех групп инструментов, но в актёрском таланте Сергея Таранина: дирижер не только успевал управлять оркестром, но и прятаться от дождя, надувать щеки и сдувать тучи, и играть (не заигрывать!) со всеми, открытыми к такой затее!

Следующая полька, принадлежащая «перу» Йозефа Штрауса, более известна под названием «Праздник огня», однако “Fest” в переводе с немецкого не только «праздник», но и «прочный» — не то, чтобы есть желание попенять кому-то за лингвистическую ошибку, но согласно Питеру Кемпу впервые эта полька прозвучала на корпоративе у венского предпринимателя Франца Вертхайма в марте 1869 г. по случаю производства стального сейфа под порядковым номером 20 000! Сейфы Вертхайма продавались по всей дунайской монархии и высоко ценились даже за границей, реклама подчёркивала самое важное качество сейфов этой марки: они были несгораемыми. Йозеф Штраус, который отвечал за музыку для концерта и танцев на том празднике, принёс в качестве посвящения характерное произведение в ритме французской польки, которую восторженно приняли на первом же исполнении. В этой и сегодня популярной и часто исполняемой работе можно слышать кузнечные молоты той эпохи. Название сочинения очевидно — она отзывалась эхом на рекламный девиз компании: «Огнеупорная!»

Исполненная следом полька «Анна», принадлежащая старшему из братьев, получила название в честь празднования Дня Святой Анны, который приходится на 26 июля 1852 года (один из самых важных праздников в венском календаре), хотя Иоганн Штраус представил свою новую работу за два дня до этого, 24 июля, на фестивале под открытым небом.

Иоганна Штрауса-младшего вполне заслуженно называют королём вальсов: никто, кроме него не был способен создать такой поток сияния и света, смывающего своим потоком усталость и заботы

Вальсы Иоганна Штрауса — это целый поток сияющей, светлой музыки, способной смыть с земного шара всю усталость и уныние. И слова вальса «Розы с юга» из оперетты «Кружевной платок королевы»: «Певучий солнца луч заполнил мое сердце снова», — лучшее тому подтверждение.

«Весенние голоса» — один из самых известных вальсов Иоганна Штрауса-сына. Написанный в 1882 г., впервые исполнен в 1883 на благотворительном концерте в театре «Ан дер Вин». На концерте вальс прозвучал так, как и задумывался автором: с вокальной партией — на «Штраус-гала» солировала, конечно же, Дарья Зыкова! Превосходное звучание побудило зрителей поспешить к сцене с цветами для вокалистки.

Известную мелодию польки «Пиццекато», авторство которой принадлежит Иоганну Штраусу-сыну и Йозефу, довольно часто используют в сериалах. Очевидно, Сергей Таранин был крайне доволен исполнением, так как после шквала аплодисментов пожал руки нескольким музыкантам, начиная с первой скрипки.

Название польки «Трик-трак» неизменно вызывает улыбки у русскоязычных слушателей (в ряде европейских языков так раньше называли нарды), но именно небывалому успеху польки в России во время летних сезонов у Павловского вокзала в 1858 году, она была исполнена в Вене в ноябре того же года и вошла в собрание сочинений Иоганна Штрауса-сына! Во время исполнения этой польки дирижер Сергей Таранин вновь обратился к залу, ловко управляя аплодисментами!

Успех и многообразие музыкального таланта Иоганна Штрауса проявился во многих опереттах — их без труда вспомнят не только завсегдатаи музыкальных театров, однако есть оперетта, которую Штраус… не писал! Однако она идёт на многих сценах под его именем.

Первое исполнение оперетты «Венская кровь» состоялось уже после смерти композитора (сам по себе этот факт не является чем-то из ряда вон выходящим в музыкальном мире), но дело в том, что Штраус создал одноименный вальс!

Это случилось весной 1873 г., когда Вена праздновала бракосочетание эрцгерцогини Гизелы Луизы Марии с принцем Леопольдом Баварским — одним из самых ярких моментов вечера стало выступление венского филармонического оркестра, за дирижерский пульт которого в тот вечер впервые встал Иоганн Штраус: публика проявила такой восторг, что пришлось исполнить произведение на бис. Музыкальные критики причислили новый вальс к лучшим сочинениям композитора! Своё неожиданное продолжение эта история получила спустя почти четверть века: незадолго до смерти Иоганн Штраус дал согласие на постановку оперетты, составленной из его оркестровых пьес. Музыкант Адольф Мюллер смонтировал и аранжировал такое произведение, основным лейтмотивом которого и стал вальс «Венская кровь», и такое же заглавие получила оперетта. Либретто написали Виктор Леон и Лео Штайн, оно было посвящено политической ситуации в Европе, а потому ни занимательный сюжет, ни остроумные шутки не позволили спектаклю разделить судьбу одноименного вальса, положенного в ее основу: премьера, состоявшаяся в 1899 г. в венском Карл-Театре, потерпела сокрушительное фиаско. Для театра, и без того находившегося не в лучшем положении, этот провал обернулся финансовым крахом, что привело к самоубийству его директора Франца фон Яунера. Впрочем, это трагическое событие как раз таки привлекло внимание к произведению: «Венскую кровь» начинают с успехом ставить в разных театрах Европы!

В ММДМ прозвучал именно вальс, но он будто принёс с собой сквозь столетия успех той скандальной постановки!

«Сказки Венского леса» – название вальса Иоганна Штрауса, который был написан в 1868 году. В России он получил особенную популярность после фильма «Большой вальс» (1938), а также после постановки оперетты по пьесе прекрасной артистки и талантливого режиссёра Московского театра оперетты Инары Гулиевой. Возможно, именно из-за того, что мелодия вальса «на слуху» у поклонников музыкального жанра, зал особенно тепло принял исполнение вальса Дарьей Зыковой: к сцене опять направились зрители с цветами.

«Кайзер-вальс» Иоганна Штрауса-младшего называют также императорским: он был написан в ознаменование визита императора Австрии Франца Иосифа I к императору Германии Вильгельму II в 1889 году, оркестр в полной мере передал торжественность момента и величие музыки!

«Прекрасный голубой Дунай» (впрочем, как и «Сказки венского леса») Иоганн Штраус написал, уже передав многие придворные обязанности Эдуарду и посвятив себя опереттам, и в сердце этого вальса без труда угадываются мотивы тоста князя Орловского из «Летучей мыши»:

«Пью за ваши улыбки,
Пью за наши ошибки,
Пью чертям всем на зло
Чтоб всем повезло!»

Конечно же, не все в зале воспроизвели эти строки, но послевкусие вечера — благодаря дирижеру Сергею Таранину, солистке Дарье Зыковой и симфоническому оркестру Москвы «Русская филармония» — было именно таким!

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии Дмитрия Петрова


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.