Текст написан Вовкой Кожекиным — вокалистом и харпером московской команды «Станция МИР». Впрочем, едва ли не больше он известен как организатор (соорганизатор) и участник бесчисленного множества фестивалей таких как ежегодные Харпфесты или Купала на Рожайке, а также организатор и участник CurrentBluesic‘ов, культурно-просветительской Блюзовой академии, а теперь ещё и еженедельного проекта Music!land Connection. Редколлегии МузКуба материал показался любопытным. С любезного разрешения автора публикуем его здесь, на нашем портале.
Размышления по поводу идеологии.
Нынешняя ситуация с концертами в стране ненормальна. Существует передутый «большой концертный шоу-бизнес», который спекулятивен или коррупционен. Любой герой этого концертного бизнеса переоценен в разы, т.е. в честных рыночных условиях функционировать бы не мог. Такие дорогие «надстройки» имеют смысл, когда есть прочный фундамент — концертная сеть, где артист зарабатывает столько, сколько собрано денег с публики, без спекулятивной накачки. Такая сеть есть в Москве. Десятки клубов, десятки концертов каждый день. В этой связи, Москва собрала в себя очень много артистов, музыкантов со всей страны. Но при этом в провинции — несмотря на имеющийся спрос — концертов очень мало. Почему? Провинция не тянет спекулятивные гонорары.
Привожу конкретный пример.
Моя группа. Все участники — профи, зарабатывают только музыкой.
Последний концерт в ДуДе — чуть больше трех тысяч на человека — это мы играем в честной концертной системе, зарабатываем от входа. Мы в глубине души согласны столько получать, если это «честный концерт». При этом, цена на корпоративке за каждого музыканта в два-три-пять раз больше. То, что корпоративка — «неправильный» концерт — осознается на уровне терминологии. Музыканты называют такую работу «халтурой». Если нет «халтур», то нельзя прожить в Москве, потому что нельзя снимать квартиру. Халтуры в основном на выходных.
Что это все значит в смысле гастролей? Психологически за «честные концерты» в провинции, музыканты ожидают получить гонорар бОльший, чем в Москве. Но провинция — с одной стороны беднее Москвы в разы, с другой стороны — там в зачаточном состоянии концертный бизнес, платить по нашим московским «спекулятивным» ставкам мало кто может, а тамошние «честные» настолько мизерны, учитывая географическую невозможность заработать на «московской халтуре» в те же дни, финансового смысла ехать куда-то далеко на несколько дней играть — практически нет.
Но есть системный смысл. Коллективно осознается, что много «честных концертов» — это надежда на то, что когда-нибудь фундаментальная концертная сеть выстроится и больше людей в масштабах страны станет ходить на концерты живой музыки, что будет означать нам больше смысла и счастья.
Этот системный смысл разделяет довольно много артистов. Музыка в Деталях и все летние фестивали это отлично показывают. Куча профессионалов, готова выступать без своего стандартного гонорара, только за то, что это их выступление помогает увеличить общее количество концертов в стране, то есть помогает поднять общую музыкальную культуру.
Вот этих профессионалов сейчас стоит задача активно и всенародно поддержать. Для этого надо создать полицентричную систему общественной поддержки инициатив, направленных на популяризацию живой музыки в стране. МвД — пример базовой работы по каталогизации, которую нужно по-любому вести в рамках большого «народного концертного агентства». Возможно и не стоит это движение никак четко называть. К черту фестивальные брэнды. Любой брэнд подразумевает работу на себя, а не на идею. Давайте лучше идею пошире распространим.
Еще раз идея.
Если коротко.
ХОДИТЕ НА КОНЦЕРТЫ.
Концерт живой музыки — лучший вид отдыха. Даже круче кино и театра.
Если подольше.
В стране куча высокого (например, сопоставимого с европейскими аналогами) качества артистов. Интеллигентная музыка в стилистическом пространстве от песен до инструментала, от традиционной музыки, до импровизационной. Эта среда почти не пересекается с массовой коммерческой культурой и выживает только за счет общественной поддержки. Возможность создать «Общество любителей хорошей музыки» есть почти в каждом городе. Со своей (музыкантской, орговской) стороны попробуем поддержать вас постоянной и методичной работой по каталогизации артистов и системой экспертных рекомендаций. Но вы эту работу тоже минимально поддержите, чтобы не было ощущения, что оно, например, только мне лично все надо.
Минус — ситуация изначально немного идеалистическая некоммерческая, плюс — зато у нас движуха.
За них бабки. За нас — девки.
Добавить комментарий для Кристина Игнатова Отменить ответ