Радость для души или «Ах, Александр Сергеевич, милый…»

Уже за неделю до концерта ДДТ в Питере на афише значилось: «SOLD OUT». «Все билеты проданы». А, значит, читая эту надпись, можно было размышлять, сколько раз у вас на входе в БКЗ «Октябрьский» спросят «лишний билетик». Изначально «Сольник» Юрия Шевчука – это сравнительно спокойное, почти камерное мероприятие. Но в этот раз программу было сложно описать одним словом. Вернее нет, можно. Это был настоящий праздник для тех, кому не безразлична группа ДДТ.

«Что мне расскажет спящий проводник…» — свет в зале еще не выключен, и Юра-музыкант, спустившись в зал, мог видеть лица тех, кто пришел сегодня в этот огромный зал. Зрители самых разных возрастов, не всегда похожие на завсегдатаев рок-концертов, пришли на встречу с тем человеком, который не боится сказать правду, честен и откровенен не только перед своими слушателями, но и перед теми, кто не слишком хочет слышать очевидное.

«Поднимите руки, у кого все в порядке с реальностью? Вы заблуждаетесь» — Шевчук уверенно аргументирует свои доводы новой песней.
Начало положено, а за строками о злободневности сегодняшнего дня следуют лиричные, мягкие ноты, что цепляют струны души.

Дай хоть на секунду испытать святую милость,
Снег, вчера упавший, расспросить про небеса
Что бы ни пропало, ни погибло, ни случилось,
Слышать доносящиеся с неба голоса

— первые строки в исполнении Алены Романовой погружают зал в неземное спокойствие и умиротворение. Впрочем, ненадолго. Следующий саркастический стих позволяет вновь выплеснуть негатив в адрес властьпредержащих. «Я не знаю, сколько будет править Путин…» — после этой строки следует многозначительная пауза, сделанная будто бы нарочно, чтобы услышать задорный смех зала. И действительно, разве может быть страшным то, над чем можно смеяться?

Как истинному поэту, Шевчуку явно не терпится поделиться тем, что лежит на сердце. И новая песня, «Туман», написанная шестого сентября, повествует о горестно-трагичных размышлениях. «Мои погибшие друзья меня поймут…» — так же, как, без сомнения, поймут его слушатели, которые, замерев на мгновение, внимают каждой строке. И как же многого стоит это сердечное «Спасибо!»

«Солнечный свет» сопровождается барабанным соло, и Артем Мамай ударно взрывает зал. Шевчук и сам с удовольствием присоединяется к нему, и теперь уже два барабанщика позволяют насладиться ритмичным пульсом сцены.

Уже по первым аккордам песни зал узнает «Ты не один», взрывается аплодисментами, и поет… Не давая опомнится, следом звучит: «Напиши мне напиши». Их разделяют десятилетия, но если песня действительно любима, то так ли уж важно, когда она была написана? Зрители уже начинают забывать, что находятся в спокойном, сидячем месте – Шевчук за считанные секунды всколыхнул и расшевелил публику.

Но музыкант чутко улавливает дыхание зала, и на смену приходят неторопливые песни, под которые порой хотелось, и погоревать, и потосковать. А еще, слушать, слушать, слушать… Перед исполнением «Песни невесёлой» Юрий Юлианович даже честно предупредил: «Сейчас будем плакать».

«Танцует Солнце в прикиде Евы». Прислушиваясь к музыкальному сопровождению этого стихотворения, можно было услышать знакомые мотивы, которые все громче, все явственней говорили о приближении следующей песни. Да и как было не узнать «В последнюю осень»? «Да здравствует Александр Сергеевич Пушкин!» — поприветствовал музыкант портрет «солнца русской поэзии», который подняли над головами особо рьяные фанаты, заполонившие «яму». Однако такая явная демонстрация любви к поэзии вызвала некоторое недовольство охраны. Заметив волнение в первых рядах, «батька» тут же приходит на выручку верным фанам, произнося свое веское слово в адрес «людей в пиджаках»: «Дорогая охрана, не нужно никого трогать — здесь самые лучшие люди собрались. Мы же не на концерте Филлипа Киркорова».

Новая песня о «месте, где выводит добро организм» предназначена исключительно для людей интеллигентных, и проходит под слоганом: «Танцуют все, даже охрана!». Но не стоит долго искать скрытый смысл в названии. Явный намек понятен и легко читается между строк.

Недавно написанная песня «Это гимн…» становится бенфисом Антона Вишнякова, «снизошедшего до нас с высот группы Markscheider Kunst». Его соло на тромбоне было столь великолепным, что Шевчук, не устояв перед такой красотой, даже попросил поиграть еще. Духовая секция в этот вечер превзошла сама себя, и возгласы «Ваня, давай!» — во время исполнения «Осенней», были направлены уже в адрес Ивана Васильева и его восхитительного соло на трубе.

Стихи, рассказанные в этот вечер, были близки по эмоциональному накалу, по настрою. Иногда веселые, но чаще — с грустной ноткой. С юмором у ЮЮ, как зачастую называют его друзья и фанаты, все в порядке. Но в каждой шутке, как известно, лишь доля шутки, и смех слишком часто соседствует с грустью.

Всем ошибиться можно
Но только не позволено поэту одному…

Такое горько-ироничное повествование срочно было необходимо прервать чем-нибудь зажигательным: «У нас в деревне были тоже хиппаны» — радует Шевчук «стареньким». А в продолжении – «Мама — это рок-н-ролл». Припев пришлось хорошенько порепетировать! «Так не пойдет, вы же не на суде» — «уроки от Шевчука» приносят результаты почти мгновенно! А со сцены неслась хорошо знакомая мелодия, и ее новые аранжировки раскачивали зал по-полной!

А вы знаете, как слаженно поет Большой Концертный Зал? Те, кто не этого слышал, получили возможность насладиться этим явлением сполна. Финал концерта был ударным! Зрители, то слаженно выводили «Ветер», то вскакивали со своих мест на «Родине». Кстати, привет бабушкам БКЗ! Им было не под силу удерживать распаленных зрителей, уже давно не слишком соблюдающих нормы приличия. А что вы хотели? Это рок-концерт все-таки!

Напоследок Шевчук даже поинтересовался, что спеть – старое или новое. Но на бисе ответ был очевиден. И снова вечный вопрос «Что такое Осень?», и снова – клип, где неразлучная троица бродит по осеннему парку, и снова – строки, которые давно уже часть тебя. А вот соло на трубе, искусно выводящее «Что тебе снится, крейсер Аврора» — это что-то новенькое. Такого в оригинале не было. Впрочем, публика радостно пела и эти строки.

«Это все, что останется после меня…» — присев на край сцены, Юрий Юлианович заглядывает в глаза каждому фанату, находящемуся в яме, и не выдержав – вновь «уходит в народ».

В этот вечер Юрий Шевчук обрадовал поклонников и хитами, выученными назубок и новинками, написанными буквально только что. Их тут же подхватывали и запоминали, если не все слова, то отдельные строки, общее настроение песен. В новом альбоме, общие очертания которого можно было увидеть уже сейчас, будет достаточно лирики. Но судя по всему, там будут и композиции «потяжелее», что, конечно, тоже обрадует слушателей.

Напоследок, хотелось бы заметить еще одну немаловажную деталь. Забота и доброта в современном мире встречаются не слишком часто. И тем ценнее было то, что часть гонорара от концерта музыканты перечислили в адрес «Ночлежки» — самого большого в Санкт-Петербурге приюта для бездомных людей. Кроме того, Шевчук обратился к залу с просьбой вносить свои пожертвования в копилку – большие коробки стояли по краям зала, и, как стало известно после концерта, сумму удалось собрать немалую. И возможно, именно это стало самым важным итогом выступления.

Валентина Казакова, специально для MUSECUBE

Фоторепортаж Юлии Левченковой


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.