Малый театр кукол продолжает сценически воплощать без преувеличения культовые литературные произведения. И получается здесь это всегда с особой ловкостью, неизменным уважением к первоисточнику и бескрайним полетом творческой фантазии. Режиссер Чакчи Фросноккерс не так давно пополнил свою рабочую копилку очередным ярким спектаклем, взяв в качестве материала давным-давно ушедший в народ и растасканный на цитаты роман Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Результатом стала бодрая живая постановка, идущая своим путем, не копирующая хорошо всем знакомые киноверсии легендарной книги, включающая в себя по-новому расставленные акценты.
Эти «12 стульев», по правде говоря, весьма самоуверенно сразу о себе заявляют: с поистине акробатическими трюками, молодцеватым бодрым лихачеством, мастерским щелканьем каблуков и озорным ловким присвистом. Кепки набекрень, песню запевай! Но все это откровенно броское внешнее представление оказывается тут по делу, именно оно призвано связать все приключения главных героев в единое целое. Клубок плутовского романа до поры до времени разматывается, катится-катится, а затем внезапно и трагически обрывается. За легкой авторской усмешкой Ильфа и Петрова здесь стоят выведенная режиссером на передний план ощутимая внутренняя боль и катастрофическая зримая реальность. Формально не столь заметный социально-политический подтекст книги тут явственно обретает свои хорошо узнаваемые контуры. Тот, кто был всем, тот станет никем, и наоборот, и все сначала. Но пока кружит, сметая все на своем пути, этот увлекательный вихрь, пока позволены нэп и джаз, пока революция на начала пожирать своих детей, можно напоследок как следует поразвлечься и полностью отдаться авантюрным приключениям. Напоследок. В последний раз. Перед печальным финалом. Какой-то легкой и счастливой альтернативной развязки здесь не предусмотрено. Более того, по задумке режиссера, в конце предсказуемо погибнет не только великий комбинатор Остап Бендер, смертельный исход на этот раз поджидает и его неудачливого напарника Кису Воробьянинова. И бриллианты, тот самый объект всех минувших безумных поисков и сладостных мечтаний, навсегда растворяются в вечности.
Спектакль этот, безусловно, сделан с большой уважительной любовью к тексту, но в нем также хватает привнесенных извне тонких сатирических микроскетчей (аккуратных жестов, беглых реплик), отходящих довольно далеко от сюжета. Шуткам о Ленине и классовой борьбе, скажем, тут неизменно рады, их озвучивают публике не раз и не два. Но тонкая грань, отделяющая данный спектакль от эстрадно-пародийного номера в юмористическому шоу, при этом все-таки не пересекается. Напротив, благодаря таким острым и актуальным сюжету вставкам у аудитории возникает зримое ощущение термина «переосмысление» а бессмертный городской фольклор между делом во всеуслышание заявляет о своем праве на существование. Режиссеру удалось передать в спектакле все грани романа: и сатирические, и лирические, и приключенческие, и откровенно абсурдные. И широкая палитра эмоций незамедлительно раскрывается в ответ на это у зрителей. А художник Ульяна Елизарова сумела в разномастных куклах зримо воплотить каждого из упоминаемых персонажей, наделить их ярко выраженными узнаваемыми чертами, подчеркнуть индивидуальность. Мадам Грицацуеву явно не спутаешь ни с кем, да и Эллочка Щукина вновь щеголяет в мексиканском тушкане.
Говорим: «МТК», следовательно, подразумеваем талантливые небанальные актерские работы. Все артисты этого спектакля работают с невероятной профессиональной отдачей и переполняются особого рода энергией. Увлекательно следить за живой игрой Владислава Романова и Ольги Ведерниковой, самоотверженно существует в заданных образах Ульяна Миланина, не изменяет уровню своего мастерства Маргарита Кольцова, сияет радостной улыбкой Игорь Баянов. Интересно смотреть на новое лицо в МТК – артиста Михаила Арефьева. Его сценическое воплощение Ипполита Матвеевича отмечено грустной потерянностью в новом мире. Ну и, конечно, по традиции великолепен главный виновник торжества, товарищ Бендер собственной персоной – Станислав Демин-Левийман, которому как нельзя лучше подходит маска шута/плута и чья особого рода актерская акварельная переливчатость здесь востребована и уместна на все сто.
Марина Константинова специально для Musecube
Добавить комментарий