В наши дни пространство театра расширяется до каких-то невообразимых ранее степеней внутренней свободы. Экспериментируют, пробуют, ищут, сочетают формально несочетаемое. Важным моментом на этом поле творческого поиска становятся инклюзивные проекты, в которых вместе с профессиональными артистами участвуют люди с теми или иными особенностями развития. Очередным успешным шагом в данном направлении стал спектакль-лаборатория «Ау», который создала в БДТ со своей командой режиссер Яна Тумина.
Важно иметь в виду, что подобные постановки – из тех работ, конечно, в которых куда важнее ощущать, чем понимать. Чувственная настройка оказывается первостепенной, а игры разума можно до поры до времени убрать подальше. Следует лишь полностью довериться происходящему, настроившись на нужную волну. Действие ни на минуту не дает заскучать: одно повествование там легко перетекает в совсем иное, разворачивается пресловутый “театр в театре”, законы и правила игры сменяют друг друга легко и воздушно.
По большому счету, «Ау» представляет из себя удивительный микс из разного рода текстов (и вот уже Тонино Гуэрра ловко рифмуется с Николаем Заболоцким), музыкальных фрагментов (народные песни ничуть не противоречат творчеству современного композитора Настасьи Хрущевой, важных смыслов и глубинных идей. Притча о старике-птицелове здесь лишь формальный старт истории – внезапно она вдруг становится рассказом и про свободу (пожалуй, в первую очередь, именно про свободу!), и про любовь, и про смерть, и про одиночество (да-да, особенно про одиночество!), и про рассеянную повседневность бытия. Указанный формат спектакля-лаборатории позволяет как и самим участникам, так и зрителям рассматривать эти обозначенные темы не в застывшем устоявшемся покое, но в определенного рода живой незавершенности. Никаких строгих точек, лишь изящное многоточие. Где границы и рамки нашей свободы, и существуют ли вообще они? Что мешает нам сбросить груз забот и привольно воспарить? Из чего складывается наш путь, и в чем состоит наше истинное предназначение? Кто мы есть, и где контуры нашего “я”? Это лишь немногие вопросы, обозначенные (точнее, тонко ощущаемые) в спектакле, но их оказывается достаточно для того, чтобы всерьез и надолго погрузиться в рефлексию. В определенном смысле «Ау» можно считать психотерапевтической постановкой, так как внутренняя работа зрительской души в конечном счете приводит к решению каких-то своих конкретных задач. Хотел получить ответ на искомое – нашел его в этом спектакле, увидел себя, узнал свою ситуацию, прочувствовал и пережил. Настолько он чист, неподделен, открыт и словно бы даже в чем-то уязвимо беззащитен по отношению к своему благодарному зрителю.
Спектакль маняще красив своей визуальной составляющей: изящной, тонкой, продуманной до мелочей. Мастерски проявляют себя здесь художник-сценограф Кира Камалидинова, художник по костюмам Маша Небесная, художник по свету Василий Ковалев. В сценографии особенно обращают на себя внимание прутья разного рода (часть из них так и вовсе рождены из света!), падающие время от времени на удивительную Чудо-птицу в исполнении актрисы БДТ Алены Кучковой яркие праздничные блестки, деревянные приставные лестницы, складывающиеся в одной из самых мощных сцен в сложную конструкцию – то ли тюремного предназначения клетку, то ли крест к будущей предсказанной Голгофе, то ли самолет, на котором есть шанс и без собственных природных крыльев взлететь. Важное место в этом повествовании занимает выполненная в полный человеческий рост кукольная фигура старика-птицелова: словно бы действительно живая, многое познавшая и испытавшая на своем долгом веку. Сценическое пространство не имеет четко очерченных границ, поэтому свобода перемещения здесь становится и ведущим методом, и отдельным смыслом.
И совершенно удивительная органика, конечно, присутствует у всех участников этого спектакля. Особым образом они существуют в спектакле, пропуская его через себя. Вдыхают что-то одно, а выдыхают нечто иное, выделяют совершенно отдельную какую-то энергию. Совместное проживание материала профессиональными артистами и приглашенными в проект молодыми людьми с расстройством аутистического спектра (РАС) рождает по итогу нечто пронзительное, неповторимо трогательное, неподдельно честное и по-человечески искреннее. Поиск себя начинается на сцене, но незаметно перекочевывает в зрительный зал. Публика покидает спектакль, будучи наполненной созидательной энергией спектакля и его глобальными экзистенциальными вопросами.
Марина Константинова специально для Musecube
Добавить комментарий