В Москве стартовало биеннале театрального искусства «Уроки режиссуры». Проект включает в себя показ спектаклей театров из разных городов России, лекции, мастер-классы и творческие встречи.
В рамках фестиваля 3 октября Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина представил публике спектакль «Маленькие трагедии» (режиссёр — Олег Рыбкин). Прошёл показ в московском театре «Школа драматического искусства».
В зале «Манеж» царит обстановка вечернего бара. Зрители садятся за столики с бокалами шампанского вокруг сценического пространства. Бар, Пушкин, «Маленькие трагедии». Атмосфера уже начинает волновать. Спектакль начинается. Неожиданно для зрителей действие открывают Фауст и Мефистофель. Для них «Маленькие трагедии» становятся словно игрой в куклы для познания страстей человеческих.
Первая трагедия — «Каменный гость». Каждый герой поражён грехом прелюбодеяния. Убийство – это мелочь перед страстным желанием. Огненная Лаура (Анастасия Медведева), беспринципный Дон Гуан (Станислав Линецкий), желанная Дона Анна (Ольга Белоброва) завораживают своей безудержной страстной круговертью. Но всему приходит конец. Каменный гость, словно пламя огня, забирает Дон Гуана, и вот уже следующая трагедия – «Моцарт и Сальери».
Хочется особенно отметить роль Моцарта (Георгий Дмитриев). Образ героя разбивает стереотипы. Решение режиссёра яркое и неожиданное. Моцарт представлен словно безумный шляпник из Алисы. Он неординарен в поведении, пластике и речи. Когда наблюдаешь за игрой Георгия Дмитриева, понимаешь: вот он, пушкинский Моцарт!
Последняя трагедия – «Пир во время чумы». Темпоритм спектакля меняется. Сценическое пространство превращается в куб из белой полупрозрачной ткани. Мы подсматриваем за героями, пиром трагедии и сумасшествия. Печальная песнь Мери (Мария Алексеева) прорывается сквозь белые стены. Стены ломаются, и вот к пиру причастны все зрители. Они пьют шампанское вместе с героями трагедии. Мы все оказываемся на пиру. Начинается гимн чуме: ритмичный и вводящий в транс.
Мизансцены во всех трагедиях выстроены вокруг рояля. Часто герои ходят по кругу, словно кружат зрителей в центрифуге действия. В итоге центрифуга топит всех в омуте…
В конце спектакля Фауст ставит в центре рояля небольшую скульптуру Александра Пушкина, каждый актёр возлагает к ней цветы, и, как точка действия, на голову поэта садится маленький глиняный голубь. Вот она жизнь. Вот она вечность.
Режиссерское решение спектакля позволяет иначе посмотреть на одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Пространство бара и живая музыка включают зрителя в действие. Четвертой стены не существует. Чувствуешь, что герои произведения вышли из книги и вот… Они здесь… Не играют, а живут.
После спектакля сложно вернуться в реальную жизнь. Только что ты побывал на пире во время чумы, а тут — раз… Ноябрьская Москва. Постановка долго еще остается в мыслях и сердце, предлагая поразмышлять о том, на чьей ты стороне? Чистой праведности или страстных желаний?
Ирина Меньшикова специально для Musecube
Фотографии Елены Клюевской можно увидеть здесь
Добавить комментарий