Тень – это мое, появляющееся при определенном моменте, изображение, живущее, как мне иногда кажется, собственной жизнью. Вдруг отвлечешься на что-нибудь, как вдруг она набрасывается на тебя и начинает душить. И это нельзя назвать убийством, нет, наоборот, это самоубийство, тень, которая убивает собственного хозяина, обрекающая его, но и себя, на гибель, на вечный мрак. А, может, это всего лишь попытка вернуться в привычную среду, слиться с окружающим мраком, стать частью чего-то большого и целого, а не скитаться вечно, то по стенам или под чужими ногами. Попытка вырваться из обыденности своего существования.

Когда-нибудь задумывались, что тень может жить своей жизнью? Этот самый вопрос я задал себе, когда вышел из театра Сатирикон, я был там 23 мая на спектакле «Ричард III». Буду с вами честным, я не частый гость в театрах, к сожалению. Но этот спектакль самое прекрасное, чарующее, дьявольское действо, и можно продолжать еще долго, благо слов в нашем с вами языке хватает, но стоит ли это делать? Ведь лучше увидеть это самому и понять, что я имею в виду, чем представлять себе бог знает что. И вся эта таинственность, мрачность, которая гипнотизировала меня весь спектакль, держалась на Константине Райкине, играющего главную роль. Он человек бесконечно гениальный, я таких называю «человек космических пространств». В нем переплетается столько вселенных, это огромное, бесконечное пространство, которое невозможно охватить. И все это происходит, пока он на сцене, его игра, как невидимая рука, хватающая изнутри, и если там есть сердце, то оно непременно запомнит эту хватку на всю жизнь.

Говорят, что природа отдыхает на детях гениальных людей, но это не всегда так. И Константин Райкин – это пример, который опровергает эту фразу. Но вернемся на сцену. Я вам хочу сказать, что там было два Райкина. Да-да, именно, их было двое. Сам Константин и его тень. Она дьявольски возвышалась позади сцены, и было ощущение, что она вот-вот помашет нам рукой или задорно спляшет. А сплясать было подо что. Музыка в спектакле чудесна, она настраивает на происходящее и придает спектаклю свой необычный, современный и мрачный оттенок.

Пересказывать сюжет спектакля я не буду, скажу только, что это трагедия Уильяма Шекспира, рассказывающая о приходе к власти и недолгом правлении короля Англии Ричарда III, не знающий жалости, не щадивший ни друзей ни врагов и даже родственников ради того, чтобы взойти на престол. Пьеса показывает, насколько человек, ослепленный жаждой власти, может быть жестоким, который для достижения своих целей готов убить родного брата, племянников и старых друзей. На какие интриги, заговоры он готов пойти, как все планирует и воплощает, все это показано в спектакле. Пугающая жестокость, притворство – это все актуально и сейчас. В спектакле показана сама природа, если можно так сказать, эволюция рождения зла. От чего оно зарождается в человеческой душе, как он живет и действует и, конечно же, его конец.

Это современное прочтение классики, но не стоит бояться и думать, что вы увидите какое-то извращенное или исковерканное прочтение. Понятно, что люди немного с подозрением относятся ко всему, а особенно к «современному прочтению классики». Но не стоит, не стоит ущемлять себе и ограничивать. На мой взгляд, это наиболее удачное прочтение Шекспира, показывающее актуальность данного произведения.

Хоть спектакль рассказывает нам о трагедии, в нем все равно есть место для смеха и это целиком заслуга актеров, но я не хочу сказать, что там есть что-то веселое. Скорее это просто насмешливая ирония, которая витает где-то в воздухе. Посмотрите, как в спектакле показаны убийства, как все обыграно, артистично и необычно. Это не просто убийство, это не просто обычное действие, к которому все привыкли. Нет. Это целый ритуал, игра, к сожалению, с печальным концом. Насколько все утонченно придумано. Свет, музыка, декорации, все идеально сочетается друг с другом и рождает собой эту необычность. Каждая сцена спектакля продумана до мелочей, все как будто, так и должно быть, как будто нет никакой идеи, и то, что мы видим, это действие, рождающееся само по себе.

И напоследок, я скажу, что все актеры, задействованные в спектакле, играли замечательно, я хочу отдельно отметить Максима Аверина, который исполнил в нем сразу три роли и одну из них женскую. Трагичная и прекрасная Агриппина Стеклова, исполняющая роль Королевы Елизаветы, заслуживает отдельных аплодисментов.

Текст: Иван Никитин
Фото с сайта театра “Сатирикон”.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Обожаю этот спектакль, но считаю, что главная заслуга – режиссера Юрия Бутусова. Я преклоняюсь перед ним.

Добавить комментарий для Юлия Зу Отменить ответ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.