Быть женой гения

Быть женой гения

Большому  театру кукол, по счастью, совершенно  незнакомы такие понятия, как «творческий кризис» или «идейный застой». Там всегда генерируются новые актуальные темы, задаются дерзкие успешные тренды, придумываются интересные работы. Совсем недавно, буквально в конце января, успешно прошел экспериментальный фестиваль молодых режиссеров «БТК. Generation», а афиша театра уже пополнилась целым рядом свежих любопытных работ. Одним из таких фестивальных «выходцев» стал спектакль Ирины Криворуковой «Сюзанна».

Вообще, интересно отметить, что феминистическая линия стала на «БТК. Generation» едва ли не одной из самых важных.  Рассуждения о роли и месте женщины в истории  заинтересовали разных режиссеров, и им захотелось воплотить их со сценической точки зрения. Не стала здесь исключением и Ирина Криворукова, взяв за основу для своего спектакля биографию супруги великого норвежского драматурга Генрика Ибсена – Сюзанны. Ведь не секрет, что образ и концепт  «жены гения»  максимально интересен для детального рассмотрения и последующего осмысления.

Быть женой гения

Здесь зрителю представлены сразу три Сюзанны: в разных возрастах, в трех различных ипостасях. Одинокая полубезумная вдова госпожа Ибсен, кажется, до конца и не осознает, что муж ее умер, продолжая привычно ожидать его к обеду. Замужняя дама, несущая тот самый тяжкий крест жены гения, живущая в тени великого драматурга, знающая все о любовных похождениях и внебрачном ребенке своего знаменитого супруга. Наконец, юная влюбленная девушка, которая очарована талантливым драматургом Ибсеном и готова ради него если не на все, то на очень многое.  Все три  Сюзанны ждут своего любимого, чтобы приступить к трапезе, и нам не дано узнать дождутся ли они его. В какой-то момент и задумываешься ненароком: а существовал ли вообще наяву Генрик Ибсен? Мир биографических данных и авторских фантазий (в основу спектакля положена пьеса современного драматурга Юна Фоссе) смешивается в равных пропорциях.  Три этих женских образа сосуществуют на сцене, то и дело уступая место друг другу. Поток бессвязных воспоминаний причиняет самую настоящую боль, все предметы в доме напоминают о жизни с гением. Но, тем не менее, у верной преданной жены внутри расцветает настоящий сад, когда ее любимый муж – великий драматург Ибсен – читает ей свою новую пьесу. И все становится неважным в этом миг, заносится волшебным радостным снегом, озаряется удивительным свечением.

Быть женой гения

Работа Ирины Криворуковой не только затрагивает по-настоящему сложные дискуссионные темы, но и радует зрительский глаз. По-настоящему атмосферная, интересная сценография переносит в дом Ибсенов, где принесла себя в жертву чужой гениальности Сюзанна. Тусклый свет словно бы отражает погасшую радость в душе женщины, предметы быта и мебели кажутся чужеродными в разговорах о великих пьесах. А в центре – огромная фигура-кукла, своеобразный прототип главной героини (и одновременно отсылка к знаменитому «Кукольному дому»). И вот именно в ней-то и сокрыт тонкий удивительный мир, полный цветов, моря, музыки. Створки ее души распахиваются, чтобы показать нам, какое подлинное духовное богатство хранится здесь. Но пока в подчеркнуто мужском мире принято оставаться в тени, растворяться в другом человеке и забыть о себе самой.

Марина Константинова специально для Musecube

Использованы фотографии с официального сайта театра


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.