
Мистическая сказка накрыла внезапно… Так же, как обильный снегопад накануне. Знакомая подруги никак не могла пристроить лишний билетик, а мне в тот вечер не сиделось дома. Так что в новое помещение Театра ЛДМ в промзоне пришлось прорываться через сугробы вдоль моста Бетанкура с помощью навигатора. Но оно определённо того стоило!
Узкие проходы и лестницы заводского здания красного кирпича повергли в лёгкий шок после пространных холлов и зимнего сада старого ЛДМ. Такое чувство, что из дворца в современном стиле попала в индустриальную пещеру. Впрочем, в ней был свой антураж, хотя многое тут непривычно. Вполне удобным оказался сам зал, пусть он и утратил форму амфитеатра, откуда раньше с любого места обзор открывался превосходный. Комфортные кресла, сцена чуть меньше, из-за чего декорации иногда наползают на первые ряды…
На авансцене трёхметровый кельтский крест. Сверху, расправив чёрные крылья и вытянув длинную шею сидит стервятник. «Ваш выход, милорд!» Символы жизни и смерти погружаются в феерию звука и света мультимедийных декораций и яркой игры актёров, вытесняя из сознания всё остальное, оставив только здесь и сейчас. Мистическое действие поглощает с головой: забываешь, где ты и что происходит за стенами. Неизменно радуют глаз жесты и мимика звёзд театра, таких как Игорь Кроль в роли Мефистофеля (в одной из сцен на его плечах появляется живая змея, символ искушения) и Антон Авдеев в роли Фауста. Прекрасные голоса и высокая культура движений, выразительность игры! Состав в тот вечер был чудесным: красавица Вера Свешникова исполняла роль Маргариты, Наталья Мартынова, она же второй режиссёр спектакля — Мерлин Монро! Да-да, режиссёр-постановщик внёс в приквел к «Мастеру и Маргарите» свои фантазийные элементы: в свите Мефистофеля оказались ни много, ни мало сам Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Уильям Шекспир и секс-символ Америки 50-х. А что именно они делали на сцене, пусть останется интригой для будущих зрителей.
Особой любовью публики пользуется и неизменный исполнитель роли коварного и алчного Епископа – Александр Кулинкович, замечательный актёр и хормейстер театра. Сцена безумства, сыгранная им, внушает одновременно страх и отвращение, и заставляет невольно отпрянуть назад первые ряды зрителей. Его персонаж антипод сразу и Фаусту, и Маргарите, и даже Мефистофелю. Будучи сотканным из противоречий, герой Кроля вызывает то ненависть, то жалость и сострадание, то всепоглощающую страсть. Их дуэт с Маргаритой, полюбившей Фауста, но не сумевшей не отдаться князю тьмы заставляет следить за мизансценой, замерев дыхание. Он воистину прекрасен, как ожившая композиция «Амур и Психея». Сливаясь воедино с великолепной музыкой Игоря Корнелюка, специально приглашённого композитором в мировую премьеру мюзикла, делает сцену в спальне Маргариты незабываемой. Очень проникновенно звучат голоса артистов: Вера – известная звезда мюзиклов, Игорь — обладатель уникального вокала, образ Антона Авдеева как нельзя лучше вписывается в роль скрипача и художника, «человека дождя», которым стал, когда ещё мальчиком отказался уступить самому бывшему ангелу света портрет прекрасной Маргариты. Трогателен и маленький Фауст в исполнении Александры Михайловой, чей чистый голосок звучит колокольчиком.
Гармонично смотрятся костюмы героев по эскизам авторов Ану Каспер, Саммер Эпигон и Итан Янг. В загадочно-приглушённом свечении софитов они переливаются насыщенными красками, придавая особое очарование постановке. Мистически напряжённое действие разбавлено забавными сценами в ночном кабаре, куда от дядюшки сбежал легкомысленный племянник епископа, бракосочетания юных Катарины и Валентина в венке из трав и цветов, дуэлью его с Фаустом, одинаково неумело фехтующих под задорное пение монашек в гротескных чёрно-белых облачениях. Весёлая рождественская песенка сопровождает сцену, где дети-призраки в образах крыс из склепа сводят с ума лицемерного епископа, сам дьявол отказывается приобрести жалкую душонку, ибо: «С вашими талантами, на исходе дня, вы однажды сможете подсидеть меня».
Очень впечатляет полёт Маргариты на фоне кроваво-красного заката: охваченная безумной жаждой мщения, она валькирией носится прямо над головами зрителей, у которых аж захватывает дух от сопричастности мистическому действу. В противовес ей нежна и трогательна сцена на мосту, где Маргарита впервые встречает Фауста (Мастера?). В руках у неё букет жёлтых гербер. Дальше следует всем знакомый диалог:
— Нравятся ли вам мои цветы?
— Нет.
— Вы вообще не любите цветов?
— Нет, я люблю цветы, только не такие.
— А какие?
— Я розы люблю, — отвечает романтичный и трепетный художник.
В финале бледная и растерянная Маргарита, только что ставшая свидетельницей того, как её возлюбленного ведут на казнь, непременно окажется королевой бала у Мефистофеля и потребует у того свободу своему Фаусту, самозабвенно любившему её всю жизнь, и даже заключившему пари с дьяволом ради встречи с нею. Ведь Проведением она предназначалась стать пассией падшего ангела и подарить ему свою любовь, чтоб пробудить в тёмной душе ответное чувство. Оно должно было обратить падшего ангела назад к своему Создателю, и тогда на Земле закончились бы беды и страдания. Однако свободу выбора никто не отменял, и влюблённые в финале воссоединятся, чему сам денница не сможет воспрепятствовать. Вечно гордый и одинокий, в алом плаще он снова уйдёт в бездну. Но, познав любовь к Маргарите, уже никогда не станет прежним…
Марина Чистякова специально для Musecube
Добавить комментарий