Фрёкен Жюли на сцене «Под крышей»

Фотография Елены Лапиной предоставлена пресс-службой театра
Фотография Елены Лапиной предоставлена пресс-службой театра

В одном из самых известных московских театров, а именно в театре имени Моссовета, 18 мая состоялся спектакль «Фрёкен Жюли». Режиссёром-постановщиком стал художественный руководитель театра Евгений Марчелли. Сама пьеса была написана в далёком 1888 году Августом Стриндбергом. Однако из-за затронутой в ней темы физиологического отношения полов в те времена её не стали публиковать. В наше время это одна из самых репертуарных пьес Стриндберга.

Фрёкен Жюли — героиня «нового типа», её история «падения» довольно любопытна и в то же время печальна. Дочь графа на одну ночь стала любовницей лакея, а это ведь такой позор! Трагичность же произведения состоит в том, что у мужчин и женщин кардинально разные понятия о счастье.

Фрёкен Жюли никак не может встретить своего единственного и страдает от этого. В пьесе проскальзывают нотки феминизма: «И вот моя мать принялась воспитывать меня, как дитя природы, и в придачу я должна была учиться всему, чему учатся мальчики, чтобы быть наглядным примером того, что женщина нисколько не хуже мужчины. Меня одевали по-мужски, учили ходить за лошадьми, но не пускали на скотный двор; я должна была чистить и даже запрягать лошадей, ездить на охоту, знакомиться с полевыми работами! И в нашем доме все женские работы поручались мужчинам, а мужские — женщинам, вследствие чего наше имение стало разоряться, а мы сделались посмешищем всего округа».

Проблемы воспитания заставляют Юлию страдать не меньше: «Но он сам воспитал меня в презрении к моему полу, к полуженщине и к полумужчине. Кто виноват в том, что случилось? Мой отец, мать, я сама, я сама? Разве у меня нет ничего своего? У меня нет ни одной мысли, которая исходила бы не от моего отца, ни одной страсти, которая была бы заимствована от моей матери. А самое последнее открытие, что все люди равны — получила я от моего жениха, которого за это считаю негодяем!»

Сцена «Под крышей» как нельзя кстати подходит для камерных постановок. Зритель словно проживает жизнь вместе с актёрами, почти находится внутри действия.

Роль Фрёкен Жюли сыграла Лилия Волкова. Художественный руководитель театра пересмотрел весь репертуар, прежде чем найти артистку на эту непростую роль. И, надо сказать, он не прогадал.

Кухарка в исполнении Кристины Исайкиной тоже получилась яркой и эмоциональной. Лакея же играл Павел Усачёв, который, к примеру, играет Чацкого в том же театре.

Если вам захочется посетить камерный спектакль, то обратите внимание на этот. Режиссёр создал «новый язык» театра, которого ещё не было. Реакция у зрителей возникает самая разнообразная: от недоумения до желания заплакать. И это объяснимо, потому как в начале действия кухарка просто медленно жарит стейк на плите! Молча, не говоря ни единого слова.

Евгений Марчелли хочет, чтобы каждый спектакль производил эмоциональный ожог; чтобы актёры не играли, а существовали. С нетерпением ждём новых постановок режиссёра.

Яна Банюлис специально для MUSECUBE


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.