Иркутские «Две королевы» проездом в Москве

Ещё за год до выхода на экраны фильма «Две королевы» на сцене Иркутского музыкального театра им. Н.М. Загурского состоялась одноимённая мировая премьера. Своих «Двух королев» для иркутского зрителя поставила главный режиссёр театра Анна Фекета, в творческую команду также вошли сценограф Сергей Головко (Санкт-Петербург), художник по костюмам Евгения Шутина (Москва) и балетмейстер Александра Журавлёва (Санкт-Петербург). Надо сказать, спектакль по достоинству оценен в родном городе и получил положительные отзывы критиков – в репертуаре музыкального театра ещё не было настолько масштабной и дорогостоящей постановки. Нашумевшую премьеру привезли в Москву в рамках IV фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», чтобы москвичи в зрительном зале театра Наталии Сац тоже смогли приобщиться к культурным сибирским веяниям.

 

В центре сюжета – борьба за власть двух женщин, двух королев – Елизаветы I и Марии Стюарт. Не будем глубоко вдаваться в исторические подробности, только в двух словах восстановим бэкграунд. Принцесса Мария уже шести дней отроду была объявлена шотландской королевой, а детство и юность её прошли при французском дворе, где из девочки растили будущую королеву Франции. Елизавете в этом смысле повезло гораздо меньше: она не знала родительской любви и смирилась с положением незаконнорождённой дочери в доме своего отца Генриха VIII.

 

После смерти мужа, короля Франциска, Мария вернулась к себе на родину в суровую негостеприимную Шотландию, столь не похожую на просвещённую Францию. Многие шотландцы не жаловали Марию и не желали видеть её своей королевой, но влиятельные сторонники помогли Марии на время утвердиться во власти. Она вторично вышла замуж, на это раз за своего кузена лорда Генри Дарнлея, которому вскоре родила сына.

 

Елизавета взошла на английский престол после продолжительной опалы в возрасте 25 лет, отблагодарив должностями своих сторонников. Мир политики, мир мужчин, в котором оказалась молодая женщина, требовал от новой правительницы решительности и мужества, и, поскольку Елизавета не собиралась делить власть с кем бы то ни было, она дала обет безбрачия, за что в народе получила прозвище «королевы-девственницы».

 

Для справки этого вполне достаточно. Так что же? Возможно, все бы правили долго и счастливо, но Мария (в спектакле роль сыграла Александра Гаращук) претендовала на английскую корону, чего Елизавета (Анна Рыбникова) не могла допустить. На беду, Мария имела неосторожность проникнуться симпатией к своему приближённому, графу Босуэллу (играет Гейрат Шабанов). На фоне с волевым, амбициозным графом её собственный супруг выглядел беспомощным и жалким, и Мария стала пренебрегать супружеской верностью. Позже Босуэлл, которому смерть никчёмного короля и брак с Марией проложили бы прямую дорогу к правящей верхушке, втянул любовницу в заговор против Дарнлея (Егор Кириленко) – Мария всего-навсего должна была усыпить бдительность Генри. На редкость пронзительная сцена: когда в комнату ворвались убийцы, Босуэлл насильно вырывает королеву из объятий мужа. Мария в отчаянии кричит, и её истошный крик словно разрезает воздух – она не хочет убийства ещё одного безвинного человека, как прежде по приказу Генри у неё глазах убили секретаря и близкого друга Давида Риччо. Но, когда убивали Дарнлея, Босуэлл так и не разжал железной хватки. Помутившаяся рассудком Мария, которой отныне руководила страсть, а не здравый смысл, сделала его своим новым мужем, но королём честолюбивый Босуэлл так и не стал – противники, возмущённые жестоким убийством, вынудили Марию подписать отречение. Свергнутая королева бежала в Англию, чтобы просить защиты у Елизаветы.

 

Елизавета, прежде наслышанная о своей сестре, отнюдь не питала к ней родственных чувств. Чтобы единолично править, ей пришлось отказаться от любых чувств, которые бы могли сделать её уязвимой. У английской королевы было множество фаворитов, особыми привилегиями пользовался граф Лестер, но никого из них Елизавета по-настоящему не любила: обречённая на одиночество во власти, она насквозь видела лицемерие придворных, приближала то одного, то другого, забавлялась мужчинами, как игрушками, а когда уличала их в неверности и связи с Марией Стюарт, то казнила без особого сожаления. В отличие от Марии, которая была любима и сама познала любовь, Елизавета любить не умела: она только щедро одаривала тех, кто был ей полезен, и безжалостно расправлялась с неугодными. Бездетная королева чисто по-женски ревновала и завидовала Марии, у которой в Шотландии остался маленький сын – её властная и непримиримая натура была лишена счастья быть чьей-то женой и матерью.

 

Иногда Елизавета видит себя прежнюю: рыжеволосую девочку с куклой в руках – образ чистый и невинный, но который причиняет ей душевные страдания и возвращает болезненные воспоминания из далёкого детства. Ей бы хотелось, чтобы с ней был близкий человек, которому она бы могла безгранично доверять, быть может, подруга или сестра, но рядом был разве что преданный лорд Сесил (играет нар. арт. России – Владимир Яковлев), который знал своё место и свои обязанности. Именно он несколько лет добивался казни Марии, так как считал, что поддержка её как шотландской королевы не отвечает интересам Англии. Елизавета долго не подписывала смертный приговор сестре, обвинённой в заговоре, ждала (а может, надеялась), что та будет просить о помиловании и откажется от притязаний на трон, но Мария не покорилась и была казнена через обезглавливание.

 

Казалось бы, средневековые страсти, да и только, а вместе совсем несложно обнаружить их актуальность. Вообразите себе современную женщину, перед которой стоит выбор: власть (в нашем случае – карьера) или семейное счастье. Что она выберет? Будет ли успешная бизнесвумен страдать, если откажется от семьи? Сможет ли она не поддаться чувственному порыву и сохранить баланс между домом и работой? Мария в силу своей эмоциональной природы допускала ошибку за ошибкой и проиграла, сделалась марионеткой в руках властолюбцев, в то время как для Елизаветы власть и поддержка народа были куда важнее самой сильной эмоции.

 

«Две королевы» действительно впечатляют актёрскими работами и своим размахом: Лев Яковлев, поэт и автор текстов, называет спектакль не больше не меньше драматическим оперным мюзиклом, а дирижёр-постановщик Михаил Тарасов признался, что никогда ему не приходилось работать с таким синтезом музыкальных жанров. Музыка звучит на протяжении всего времени, сложный свет на каждом шагу грамотно расставляет акценты, стальное кружево кинетических декораций создаёт гармоничное ощущение эпохи и переходит в элементы костюмного ряда. Для постановки было пошито более 200 костюмов, причём половина из них выполнена из джинсовой ткани исторического покроя, чтобы создать уникальный симбиоз исторических традиций и современных деталей в костюме. Это история в масштабе, как будто под микроскопом, где любовь, предательство, борьба за власть – всё сливается в единую картину интриг и человеческих страстей.

 

Милена Негребецкая специально для Musecube
Фотографии предоставлены фестивалем «Видеть музыку»


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.