Лето в столице продолжает радовать: не успел завершиться фестиваль “Вдохновение” на ВДНХ, как стартовал фестиваль искусств “Горький +”, что характерно, в Парке Горького. Цирк, граффити, мастерские, экскурсии, променады, музыка, драма, кино, спортивные игры… И всё это посвящено творчеству Алексея Максимовича Пешкова aka Максим Горький.
Выбор из обширной фестивальной программы был богат, но лично я остановилась на променаде “Изергиль”, который обещал не только путешествие по парку и погружение в творчество Горького, но и возможность сделать некий жизненный выбор. Вот кто бы устоял?!
Да и состав артистов подкупал. Понятно, что “Изергиль” не впервые в рамках фестиваля показывается, и кое-какие, но исключительно мужские, лица меняются на не менее радующие мою собственную душеньку. На сей раз в мир Горького нас погружали Егор Попов (отлично знакомый поклонникам Театра Гоголя) и Данила Гнидо (сейчас должны порадоваться любители Театра Вахтангова). А вот в центре повествования – она, единственная и неповторимая комедийная королева всея столичного мюзикла (впрочем, тут не только не поющая, ибо материал не предполагает, но и поддающая ударной драмы – и делающая это безукоризненно) Эльвина Мухутдинова.
Жаждущие променада собрались у Главной арки, основного входа в ЦПКиО – и вот уже к нам подъезжает некая повозка (мы-то видим, понятно, что это банальный прицеп для легковушки, но хочется же сказки, впечатлений), доставившая к нам долгожданного гида-Эльвину, которая начинает экскурсию – а мы следуем за ней, влекомой своим транспортом по аллеям ЦПКиО. Мы внимаем рассказу о Максиме Горьком, его жизни, творчестве… Ну да, даже смерти. Добираемся до памятника писателю, который (если вдруг кто не знал) приютился недалеко от входа в парк… И тут нас, максимально приготовленных к погружению в мир Максима, встречает старуха Изергиль (та же многоликая Эльвина Мухутдинова).
Три рассказа в одном. Три концепции: “Жить вне людей и для себя”, “Жить с людьми, но для себя”, “Жить с людьми и для людей”. Три персонажа: отверженный Ларра, жгучая Изергиль, самоотверженный Данко. И сложный выбор, о котором мы узнаём только в финале (но это же спектакль, а не реальность, потому всегда можно передумать – или оставить себе время поразмышлять над проблемой в будущем). Ради этого непростого выбора, собственно, и затевался весь спектакль-променад в постановке Радиона Букаева.
И понятно, что Горький предложил лишь три концепции, тогда как жизнь куда более разнопланова (думаю, не ошибусь, если предположу, что процентов 95 зрителей выбрали бы вариант “Жить с людьми для себя и для людей”, буде он присутствовал бы в списке; а некоторые отшельники, скажем, религиозные деятели или учёные, вполне себе успешны в рамках концепции “Жить вне людей и для людей”). Но “Старуха Изергиль”, рассказ, который лёг в основу променада, суров: он ставит рамки, предлагает три основных (если задуматься, так и есть; все остальные – опции) варианта, и уж изволь – сообрази, кто ты в этом мире. А не хочешь – тебе напомнят, что ты на спектакле, и выбор всегда можно изменить.
Прекрасные актёрские работы, атмосферность, памятник Горькому, взирающий на нас свысока… Возможность посмеяться и погрустить, уместный и умелый интерактив, капелька “психологического тренинга” в финале… И в итоге – размышления о себе и своей “концепции существования”. И всё это – за 45 (плюс-минус) минут.
И пусть даже внезапно небо огорчает нас неприятным, липким дождиком – артисты импровизируют и меняют финал: мы не вернёмся к постаменту памятника Горькому, а завершим наше путешествие там, где нас застало ненастье (зато над головой сплелись ветви деревьев, не только позволившие зрителям остаться практически сухими, но и сделавшие строки: “…лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву”, – стопроцентно достоверными, а всю историю про Данко, которая ставила точку в променаде, какой-то особенно правдивой).
Путешествовать по Парку Горького тележка с номерным знаком “Изергиль” будет ещё и сегодня – в последний день фестиваля. Но это вам не поможет, коли вы не планировали отправиться на променад заранее: регистрация (что приятно – бесплатная) давно закрыта. Впрочем, следите за расписанием мероприятий на сайте ЦПКиО: если через год обнаружите в афише “Изергиль”, сходите. Подумать о себе и своих реальный жизненных целях – оно полезно. А гулять по аллеям Парка Горького – ещё и приятно. Плюс – чудесный спектакль обрамляет это всё.
Приобщайтесь. Может, и со мной встретитесь в следующий раз (уж очень мне хочется увидеть, как должен заканчиваться променад в хорошую погоду). А там и обсудим, кто из нас что по жизни выбирает. Договорились?
Ирина Петровская-Мишина специально для Musecube
Фотографии автора можно увидеть здесь
Добавить комментарий