Как не сдавалось искусство

Как не сдавалось искусство
Фотография Владимира Черенкова

Уходящий год неразрывно связан с важной датой – 75-летием победы в ВОВ, и многие театральные постановки так или иначе касаются этой темы. Мощным эмоциональным высказыванием оказался проект «Музы сопротивления. Хрупкий голос непреклонного города», посвященный как артистам, так и зрителям блокадного Ленинграда. Режиссером спектакля стал Руслан Кудашов, а в постановке были задействованы известные деятели искусства: Ксения Раппопорт, Ирина Мазуркевич, Максим Леонидов. Также в спектакле приняли участие петербургские актеры Николай Буров, Михаил Морозов, Павел Григорьев. В итоге сложился замечательный творческий ансамбль, воплотивший на сцене судьбы участников тех страшных событий. Премьера спектакля состоялась 14 ноября на сцене Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.

Место выбрано отнюдь не случайно – ведь именно сотрудники легендарного Музкома, оставшись в осажденном городе, продолжали верно служить искусству. Это кажется невероятным, но здесь нет ни капли вымысла. Лишь факты, задокументированные в письмах и мемуарах, вызывающие восхищение человеческим мужеством и верностью своему делу. Искусство в условиях войны становится чем-то особенным, значимым, единственным островком свободы, последней пристанью надежды. И никакого упадка, только мысли о хорошем, только духоподъемные спектакли! Классическая музыка, опера или балет – вот спасение во мраке войны. Взаимное притяжение: актеры служат искусству во имя публики, а та благодарна за шанс хотя бы на время представления ощутить себя вне кошмара войны. И все эти не мнимые, а самые настоящие подвиги проходят в максимально экстремальных условиях. Голод, холод, упадок сил, страх смерти – отступают перед лицом искусства. В нем спасение, в нем же и долгий путь к долгожданной победе.

Как не сдавалось искусство
Фотография Ирины Туминене

Кажется, нет в теме блокады неизвестных фактов или каких-либо «черных дыр» но каждый раз при соприкосновении с этим трагическим сюжетом ты, безусловно, открываешь для себя что-то новое. Вот и при просмотре спектакля Руслана Кудашова зритель из 2020 года бессознательно представляет себя в ту страшную зиму 41-42 гг. Холод ощущается физически в уютном зале  Музкомедии, муки умирающих от голода людей становятся зримыми, осязаемыми, хотя Ксения Раппопорт всего лишь озвучивает воспоминания актрисы театра оперы и балета им. Кирова. Перевоплощения как такового в этом спектакле нет, но даже звучащих актерских голосов, воспроизводящих мемуарные свидетельства, достаточно, чтобы перенестись в то непростое время, слиться с ним, разделить судьбу города. Финальным аккордом этого максимально эмоционального спектакля служит великая «Ленинградская симфония» Шостаковича, истинный символ человеческой непреклонности  перед лицом врага и силы воли.  А зрительские аплодисменты даже звучат как-то по-особенному, совершенно иначе, приобретая после всего увиденного особый, во многом даже сакральный, смысл.

Марина Константинова специально для Musecube


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.