Режиссер Марина Брусникина имеет дар видеть театр в нетеатральном изначально материале, перерабатывать авторский текст и ставить на сцене саму идею первоисточника, но ориентировав ее на наши с вами нравы и адресовав ее же, идею, современному зрителю (разных, замечу, театров).
Нынче повезло Театру на Малой Бронной. Отриньте любые ноты сарказма и перечитайте этот абзац сначала. Да-да, деревенская проза Шукшина, «Калина красная» и, в общем виде, проблемы бывших уголовников могут быть актуальны и интересны и теперь (вдвойне они будут актуальны и интересны тем, кто видел фильм) — ибо в спектакле во весь рост встает проблематика русского характера. Непостижимого, конечно же. «Бессмысленно строптивого».
Оттого и декорации тут — березовая рощица, несуразный диван, отдельно висящий наличник и проч. — вроде и задают определенную тональность и прямо определяют место действия (или символизируют что-то совершенно конкретное — как огромное бревно, например), но выглядят как картуз с цветочком при деловом костюме. То есть — странненько. Так же странненько «выглядит» национальный характер со стороны. Именно этот характер и судьба его и были интересны Шукшину. Художник Нана Абдрашитова нашла отличный визуал неподвластного чужим умам, когда все, вроде, есть, а счастья не отсыпали, когда на любые вопросы ответы в какой-то другой плоскости.
Вот есть геометрия Лобачевского, есть геометрия Римана, а есть — неевклидова. Есть проза Пушкина, Толстого, а есть — Шукшина. В театре тоже много разных режиссеров (каждый со своим почерком и теорией), но есть — Марина Брусникина. Она умеет скучноватое сделать любопытным, трагичное — без тяжелого обуха по голове, непоказанное — рассказать. Одна беда — зритель должен уметь не только смотреть, но слушать и слышать. Тут отвлечешься — потеряешься, даже двух сосен искать не надо, пары слов будет достаточно. На случай, если вы еще не знакомы с работами этого режиссера: со сцены звучит также авторский текст, он скачет от персонажа к персонажу, распускает свой клубочек километрами букв, складывается уютно в деревца да светила, опутывает вас историей (которой уж полвека), а рассказывает — ну будто про вас самого в точке с координатами «сейчас».
И в этой геометрии Брусникиной на второй план отступают таежные пейзажи, упоминания коллективизации, «чайные» и прочие какие бы то ни было атрибуты местности и времени, но наперед проступают доверие и принятие, попытка снова начать жить, суровая мужская немногословная действительность, обывательская суетливость и еще много-много траекторий самых разных характеров и героев (Артём Быстров, Катерина Васильева, Вера Майорова, Владимир Яворский, Алексадра Николаева, Динис Громаков, Дмитрий Гурьянов, Андрей Субботин, Александр Шумский, Никита Лукин, Анастасия Тереля, Диана Огай за два с небольшим часа играют больше четырех десятков персонажей).
Удивительно складная и красивая история.
О том, что всегда можно что-то начать.
О том, что всегда можно что-то потерять.
О том, что потеря может означать поддержку.
О том, что жить надо здесь и сейчас.
Бонусом в сердце вы унесете невероятный взгляд старухи крупным планом и в памяти — идеальный вокал и «встроенную» мелодику. Видеохудожники Алан Мандельштам, Никита Андреев и Михаил Мясников, художник по свету Иван Виноградов, композитор Николай Попов и хореограф Ренат Мамин о том позаботились.
Так, знаете, славно «шаркнули по душе»!
Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фоторепортаж Ирины Петровской-Мишиной можно увидеть здесь
Добавить комментарий