Пьесы какого драматурга чаще всего ставятся на мировой театральной сцене? Ответ очевиден: конечно же, это произведения Уильяма Шекспира. Историю театра условно можно разделить на два периода – до и после Шекспира. Время рождения и творческого становления барда – эпоха европейского Возрождения. С точки зрения философии это период изменения взгляда на человека, который становится центром мироздания, объектом исследования, личность приобретает собственный голос, ставящий под сомнение устоявшиеся догмы, задумывается о своем месте во вселенной и о том, действительно ли всё заранее определено и ничего уже нельзя изменить.
До Возрождения были две основополагающие театральные эпохи. Первая – античный театр, деятели которого придумали основу для создания пьес (в это время драматурги создавали произведения исключительно для реализации на сцене) и организацию сценического пространства (то, как выглядит театр нашего времени внутри, очень похоже на схему античного театра). Но герои, которые есть в античных пьесах, – это боги, цари, обычных людей нет. И самое главное – предопределенность будущего! Как бы герои ни пытались изменить предлагаемые обстоятельства, всё равно будет так, как задумано свыше.
Вторая эпоха – средневековый театр, основная задача которого заключалась в том, чтобы наглядно показать людям, как вести себя нужно, какие деяния соответствуют догмам библии, какие наказания ожидают грешников. То есть этот тип театра был по большей части религиозным, за исключением фарсовых произведений, которые изобличали высшие слои общества.
Наступает 15 век, и всё кардинально меняется, мышление людей трансформируется. Конечно, в Испании, Франции в эпоху Возрождения творили прекрасные драматурги (Кольдерон, Лопе де Вега, Расин, Мольер), по пьесам которых до сих пор ставятся спектакли, но эпицентром создания мирового театра стала Англия. Звезды сошлись так, что в этой стране родился Уильям Шекспир, перевернувший буквально всё с ног на голову. При Генрихе VII на сцене еще шли миракли, фарсы, моралите, и буквально спустя несколько лет на подмостках английских театров уже идут «Король Лир», «Гамлет», «Отелло», «Ромео и Джульетта». Если сравнить разрыв между средневековой и шекспировской постановками, то эта разница похожа на то, если бы люди из повозок и телег сразу пересели на самолеты. Драматург необъяснимым способом создал комедии и трагедии, которые актуальны поднимаемыми в них темами, их воплощение на сцене может быть различным: это может быть и традиционный театр, и режиссерское видение, и балет, и опера, и спектакль-променад, и кукольный спектакль, и междисциплинарное произведение искусства.
Ранее я упоминала, что в эпоху Возрождения человек как будто внутренне прозрел, и из покорного члена общества превратился в думающего и сомневающегося. Смену парадигм очень точно облекает в слова Шекспир в пьесе «Гамлет», которые озвучены принцем датским: «Быть или не быть, вот в чем вопрос. Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье и в смертной схватке с целым морем бед покончить с ними? Умереть. Забыться. И знать, что этим обрываешь цепь сердечных мук и тысячи лишений, присущих телу. Это ли не цель желанная? Скончаться. Сном забыться. Уснуть… и видеть сны? Вот и ответ».
Герои драматурга живые в своих проявлениях, это не однозначно плохие или хорошие персонажи средневекового театра, они поступают так, как хотят, и сами ответственны за свои поступки, в отличие от античных пьес. В этих героях сочетается и страсть, и ненависть, и мстительность, и святость. Одним словом – они неоднозначные. Поэтому мы не можем с уверенностью сказать, Гертруда – пешка в игре Клавдия или, наоборот, управляет всеми; какие отношения между Макбетом и леди Макбет; Яго – злодей или умный человек, выбравший не тот путь достижения цели и поддавшийся эмоциям; действительно ли Ричард III так ужасен и внутренне, и внешне или он просто родился не в то время? Вот почему режиссерам и зрителям интересны спектакли по пьесам Шекспира!
Фестиваль «Вдохновение», который проходил с 27 июля по 4 августа 2024 года на ВДНХ, многообразен в событиях, составляющих его программу: спектакли современного драматического, уличного, танцевального и музыкального театра, концерты классической и популярной музыки, кукольный театр для детей и взрослых, мастер-классы с известными режиссерами. Театр «Странствующие куклы господина Пэжо» представил свою фантазию в духе уличного театра на тему «Вселенная Уильяма Шекспира». «Шекспириана» (вот точное названия спектакля) – это симбиоз уличного театра, вдохновленного средневековой эпохой, кукольных спектаклей, текстов трагедий «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет» и исследования в режиме реального времени вопроса, где проходит граница распределения ролей «актер» и «зритель».
Постановка проходит на открытом воздухе, место действия – импровизированная площадка бродячей труппы, которая выступает во славу великого драматурга. Даже на флажках, окружающих артистов, портрет барда, а люди, которые хотят отдохнуть от работы кукольника, могут закинуть шары с песком в рот картонному барду.
Сначала артисты приветствуют нас, зрителей, балладой, сопровождаемой смешными сценками, посвященными трем трагедиям, после чего нас впускают в пространство, в котором артисты могут стать зрителями – и наоборот. На площадке несколько станций, представляющих собой маленькие кукольные театрики, два зрителя садятся перед сценой, третий зритель – кукольник, который будет управлять «куклами». Почему «куклами» в кавычках? Роль Гамлета отдана сосиске, Ромео – бутылка с колой в красном носке, Гертруда – банан, Отелло – баклажан, сверху которого надета упаковка от горького шоколада, Дездемона – игрушечная овечка. Зрители слушают в наушниках реплики, которые произносят герои пьес, кукольник же не будет слышать это, так как ему в наушники говорят, что из предметов взять, как ими управлять, с каким настроение, например, трясти сосиской-Гамлетом. Такое взаимодействие делает каждый мини-спектакль уникальным, единственным в своем роде, потому что каждый зритель-кукольник по-разному взаимодействут с предметами, зрителями, привнося своё. Таким образом, мы сами создаем своё видение мира великого барда.
И, конечно, один из главных вопросов, который задают создатели «Шекспирианы»: «Где проходит граница между комедией и трагедией?» «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет» – величайшие трагедии мирового театра, уместно ли их воплощать на сцене таким наивным и детским способом? По моему мнению, уместно и даже очень полезно и интересно увидеть произведения драматурга в таком виде. Намеренно упрощая сценические средства, оставляя минимум реплик, приглашая на роль кукольников зрителей, создатели постановки выкристаллизовывают главные проблемы, о которых писал Шекспир, спонтанные реакции и зрителей, и зрителей-кукольников делают спектакль живым и рождающимся каждый раз заново.
Артисты театра обладают внутренней энергией, которая способна даже эмоционально закрытых зрителей заставить внутренне оттаять, улыбнуться, станцевать тарантеллу, стать кукольниками, показать искренние эмоции, поделиться своим внутренним миром. Отдельно хочу упомянуть «сплошное надувательство», которое разыгрывается перед началом кукольного представления. Внутри пространства уличного театра располагается постамент, на котором лежит пока не надутый шар. Невидимый помощник его постепенно надувает, и внутри шара начинает происходить хореографический номер между безымянными мужчиной и женщиной в белых одеждах и печальных масках. Без слов понятна история их отношений. Это очень визуально красиво, трогает душу и вызывает щемящее чувство тоски по чему-то важному, но утраченному.
Спектакль «Шекспириана» – дань уважения истокам мирового театра и творчеству Умльяма Шекспира. Он ненавязчиво и игриво заставляет зрителей задуматься о важных вопросах, дает возможность им раскрыться эмоционально, посмотреть на себя не как на взрослых с грузом материальных проблем, а как на детей, которые верят в чудеса и смело мечтают. Мне не хотелось покидать бродячий театр, хотелось отправиться с ним дальше в путешествия по неизведанным местам, раскрашивая порой унылый и серый мир в яркие и переливающиеся краски.
Ксения Вязьмикина специально для портала Musecube
Добавить комментарий