Эпоха Ивана Грозного была удивительным временем в истории России. Иоанн IV формально стал великим князем Московским в 3 года, через несколько лет он потерял и мать, чуть позже был свидетелем расправы над ее родственниками, но из ребёнка с депривацией привязанности и запредельной тревожностью он вырос в осознанного не по летам владыку. Владыку, который в 17 лет, венчавшись на царство, поднял престиж страны. Владыку, который, принимая во внимание факт возраста вокняжения, правил более всех прочих в России. Владыку, который расширил значение слова «самодержец» (вместо «независимого правителя» оно стало означать «неограниченную власть правителя в стране»).

«Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка. Но в обстановке, в какой шло его детство, он не всегда мог тотчас и прямо обнаружить чувство досады или злости, сорвать сердце. Эта необходимость сдерживаться, дуться в рукав, глотать слезы питала в нем раздражительность и затаенное, молчаливое озлобление против людей, злость со стиснутыми зубами», — так писал о Грозном Ключевский.

Ребёнок, которого держали впроголодь и взаперти, стал «Великим государем, Божиею милостью царем и великим князем всея Руси, Владимирским, Московским, Новгородским, Псковским, Рязанским, Тверским, Югорским, Пермским, Вятцким, Болгарским и иных» — и вдвое увеличил территорию Москвы (царство именовалось по столице). Ребёнок, в котором сильнее прочего работал инстинкт самосохранения, взял Казань и основал Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного). Ребёнок, который «по природе или воспитанию был лишен устойчивого нравственного равновесия» первым организовал регулярные войска с огнестрельным вооружением, призванные в том числе охранять границы.

 

Все мы родом из детства. В детстве Ивана было и обучение грамоте: он часами твердил часослов и псалтырь с бесконечным повторением задов. Он понимал эти библейские афоризмы по-своему, прилагая их к себе и к своему положению. Но изучая и толкуя слово божие, он капризный и осторожный, зародил в себе «политическое размышление»: «С детства затверженные автором любимые библейские тексты и исторические примеры отвечают на одну тему — все говорят о царской власти, о ее божественном происхождении». Иван IV был первый из московских государей, который узрел и живо почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника божия.

Прожив любовно с первой (и любимой) супругой 13 лет, Иван Васильевич озлобился — Анастасия словно унесла с собою в могилу лучшие порывы его души. Царя за гробом вели под руки, он стонал и рвался, а «митрополит, сам обливаясь слезами, дерзал напомнить ему о твердости христианина». Твёрдость принесла с собою и то, что сейчас, зная об истории НКВД, мы назвали бы «ежовыми рукавицами» — он ввёл опричнину и стал ещё более зацикленным на заговорах и желании узнать грядущее…

…Где-то здесь начинается действие «Князя Серебряного», который вот-вот представит Московский театр оперетты, но создатели масштабного исторического мюзикла на первый план, к счастью для зрителей в нынешних прилагаемых обстоятельствах, выводят не описание ужасов своевольства, но историю любви главного героя романа и его возлюбленной, с которой он, как и в первоисточнике, был знаком задолго до описываемых событий. Помимо созвездия опереточных артистов (ведь, как мы помним, любой из них в этих стенах должен петь и танцевать одновременно, не сбивая при том дыхания), при наличии поющего балета и танцующего хора у этого театра есть блестящая способность показать практически любую историю с другого ракурса: прикрыть не столь важное для замысла, но подсветить нужное.

Во все времена любовь ценится превыше всего. Оглядываясь на несколько веков назад, мы воспринимаем многие события через призму летописей, учебников и толкований — мы принимаем данность о моральных и нравственных устоях тех времён, однако не всегда имеем силы и готовность с ними согласиться.

XVI век на Руси был не только временем завоеваний и присоединений новых земель к Москве, не только опричнина и фигура Грозного держали в подчинении страну — существовало огромное количество внешних рамок, насаждаемых обществом: женщина высшего (боярского) сословия избегала чужих глаз, она даже в мужнином доме могла выйти «к большому месту» лишь по требованию высоких гостей и для выказывания особого расположения супруга в их адрес. Этот момент показан и в романе А.К. Толстого эпизодом про поцелуйный обряд. Женщину могли насильно увезти, остричь в монахини, вынудить принять отраву… Нужно обладать особым даром, чтобы начать и завершить свою историю там, где преобладают понятные для современника спектакля искренность, чистота и верность — за это в спектакле ответственен автор либретто Карен Кавалерян.

Ход времен, намеренно подчёркнутый в спектакле историческими деталями и архитектурными памятниками, обладает характерной русской мелодикой — и здесь для композитора Аркадия Укупника тоже стояла непростая задача, ведь и предыдущая премьера Московского театра оперетты тоже перелистывает на наших глазах страницы истории Руси.

Из написанной намеренно усложнённым и архаичными языком исторической повести, решённой пусть в духе раннего, но все же вальтерскоттовского приключенческого романа, нужно было оставить все самое важное для сохранения эпохи и личность царя, однако поставить при том лёгкий, жизнерадостный и напевный спектакль. Эту головоломку решал режиссёр Валерий Архипов.

Ну и самое сложное досталось артистам: «Князь Серебряный» создавался специально к 95-му юбилею Московского театра оперетты, а значит, уровень ожиданий зала может быть завышен по определению. Тем не менее два состава профессионалов и знатоков своего дела погрузились в историю, искусство сценических боев, культуру русского средневековья и вот-вот выйдут на сцену, чтобы явить два самобытных и уникальных спектакля. Практически каждая роль играется в очередь, а значит, Москва увидит пару десятков свидетелей романтической истории на фоне зарождающейся опричнины — каждый из них отыгрывает свою историю и свой характер, но на выходе получаются две постановки, где сохранен режиссёрский замысел, но, возможно, по-разному расставлены акценты. В XVI век зрителей будут погружать: Павел Иванов и Иван Викулов, Алена Голубева, Дарья Январина и Арина Чернышова, Максим Катырев и Леонид Бахталин, Владислав Кирюхин и Игорь Балалаев, Максим Новиков и Артем Маковский, Дмитрий Лебедев и Константин Ужва, Василий Ремчуков и Игорь Оробей, Глеб Косихин и Давид Левин, Юлия Гончарова и Ольга Белохвостова, Марина Торхова и Елена Сошникова, Александр Голубев и Михаил Беспалов.

В соцсетях театра уже появился ролик с участием Карена Кавалеряна, где он рассказывает о двух введённых в повествование героев, способных влиять на ход событий. В этом же ролике драматург рассказывает о том, что постановка рождалась в симбиозе сотворчества постановочной команды: Карен Кавалерян, Аркадий Укупник, Валерий Архипов при участии Владимира Тартаковского воссоздали время зарождающейся монархии, когда на герб двухглавого орла вот-вот будет добавлен конный воин, пронзающий змия (который, к слову, сменит единорога — так от символа власти и силы Россия перейдёт к намерению сражаться с недругами и сплочению во имя идей царя-батюшки).

26 и 27 ноября таланты труппы Московского театра оперетты покажут новую историю на старый лад — о том важном и ценном, что держит на плаву в самые тёмные времена.

Свой 95-й день рождения театр отмечает спектаклем «Князь Серебряный»! Приходите, будет интересно и атмосферно — так, как умеют в этом театре!

Ольга Владимирская специально для MuseCube
Фотографии закулисья спектакля от Анастасии Фолманис можно увидеть здесь

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.