Случаются спектакли, которые можно смело относить к приятным неожиданностям. Вот, скажем, хороших постановок, в той или иной степени посвященных Даниилу Хармсу, днем с огнем не сыщешь. Работая с литературным наследием и/или биографией этого уникального человека, режиссеры зачастую не в силах аутентично передать сценическим языком неповторимые творческие миры и все фантазийные полеты автора. Слишком многие спектакли о Хармсе полны предсказуемых скучных штампов, а также нелепых попыток объять необъятное. На этом фоне удачно выделяется самобытная работа Аиды Хорошевой «Красный платок» (Театральный центр на Коломенской), в которой непостижимым образом присутствует истинно хармсовский дух, не подпорченный излишней интерпретацией.
Здесь за основу взята история необычной любви и непростой семейной жизни Даниила Хармса и Марины Малич (а можно и чуть шире сказать – в целом удивительной судьбе Малич). Рассказана эта судьба языком клоунады с четко артикулированным трагифарсовым акцентом. Яркий гротесковый грим умело скрывает боль, обиду, горечь, пережитые трагедии, ловкое жонглирование призвано передать как легковесную несерьезность существования, так и всю неподъёмную тяжесть бытия. Игра преподносится здесь как основополагающий принцип хармсовской жизни, и в эту игру гений поманил за собой Марину. И она с готовностью радостно отозвалась, пошла за ним, приняла все правила, растворившись в этой игре. Возможно, именно такой подход и спас ей в конечном счете жизнь.
Было ли это счастье – жить в браке с Хармсом? Конечно, да. Вот вам ряд аргументов: от нежных лирических строк до милых любовных записочек и нежно-интимных забавных прозвищ. Семейная жизнь стала уютным теплым мирком, локальным Эдемом, волшебным путешествием с увлекательными приключениями. Было ли это счастье – жить в браке с Хармсом? Конечно же, нет. Мириться с бесконечными легковесными изменами совершенно невозможно и мучительно, хоть и считается, что жена гения может легко закрыть на подобные пустяки глаза. Да и в целом существовать рядом с дорогим Данечкой оказалось тем еще испытанием: от бытовых мелких придирок до по-настоящему обидных оскорблений. С Хармсом – как с великовозрастным избалованным капризным ребенком, а то и того хуже. А без него – еще тяжелей, невыносимей, больней. Но все же Марина Малич смогла найти в себе невиданные внутренние силы жить дальше, и даже после страшной смерти дорогого Дани, а во многом даже и во имя его одного. И сохранила в итоге память о гении, донеся до нас ценные воспоминания о своем неповторимом супруге, его окружении, эпохе.
Спектакль «Красный платок» радует удачно найденным гармоничным балансом формы и содержания. Сценография здесь замечательно работает на смыслы: красный – черный сосуществуют в подходящем друг другу дуэте (здесь упомянут мимоходом об исторической встрече Хармса и Малевича и перескажут их разговор о красном квадрате-платке как кодовом символе бессмертия). Две этих краски передают и страсть, и тревогу, и общую амбивалентность бытия, и отсылают заодно к одеянию неунывающего Арлекина. Разномастные видавшие виды чемоданы обозначат в спектакле основные жизненные вехи и бесконечные мытарства героев этой истории. Постановка не перегружена разного рода эффектами и не ставит целью бесконечно удивлять внешней мишурой. Музыкальные популярные номера тех лет становятся изящным завершающим штрихом, звуковым фоном человеческих судеб.
Но больше всего в этом спектакле радует и восхищает слаженный дуэт актрис Людмилы Куреповой и Аси Шибаровой. Перевоплощаются в заданные образы они моментально, не стесняясь и не боясь быть совершенно разными: нелепыми, гротескными, смешными, страшными, миленькими, потерянными, счастливыми. Сработанность в этой паре совершенно отличная, и данный творческий тандем справляется с поставленными задачами блестяще. В конечном счете получается спектакль, раскрывающий нам Хармса с разных сторон его непростой личности, говорящий о трагическом пути внутренне свободного человека в чуждом ему тоталитарном государстве, наглядно показывающий, каково это – быть женой гения. И незримое ощутимое присутствие самого Даниила Ивановича здесь также возникает самым непостижимым образом. Вот вам и обещанное бессмертие.
Марина Константинова специально для Musecube
Добавить комментарий