В театральном центре «На Страстном» подходят к концу гастроли екатеринбургского «Коляда-театра», и сегодня Musecube расскажет своим читателям про спектакль «Фальшивый купон» по повести Л.Н. Толстого (инсценировка Н. Коляды и Е. Бронниковой).

 

Вот уж воистину нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. Мог ли предположить гимназист Митя, занявший небольшую сумму у друга, чтобы сходить в театр, что его мелкий грешок – подделка купона – приведет к таким чудовищным последствиям? Вон его друг уже так делал, и ничего. Однако эта маленькая бумажка оказалась сродни вирусу, крохотному микробу, который разрушил десятки судеб.

 

Не все любят Толстого, хотя признаваться в этом слегка неприлично: классик же! Отпугивает его чрезмерное морализаторство и отсутствие краткости среди сестер его таланта. Но даже этой категории зрителей не стоит спешно отказываться от посещения «Фальшивого купона». Н.В. Коляда не из тех, кто ставит спектакли строго по произведению, и ни шагу в сторону, и «Фальшивый купон не исключение. Этот спектакль напоминает суп: «бульон» и правда из Льва Николаевича, но добавленные щедрою рукой «овощи» и «специи» – и близко не он. Несложно увидеть в этом «супчике» Достоевского: хоть главную героиню и зовут Дашей, но это же Соня Мармеладова (кстати, в повести Толстого Даши нет вовсе). Да и Катюша Маслова где-то тут витает. Как во время просмотра не припомнить Ивана Карамазова и его беседу с чертом? А в спектакле чертей («черные», как их называют герои) аж два, они активно участвуют в делах людских, некоторые персонажи их видят. Засветился в «супе» и Чехов: один из важных элементов реквизита – шкаф (вы помните «глубокоуважаемый шкаф» в известном рассказе классика). Много кого можно вспомнить. Главная же «специя» спектакля – это, конечно, сам Николай Владимирович Коляда, который все это объединил и довел до кипения (так и хочется добавить – кипения зрительских душ). Так что «Фальшивый купон» совсем не похож на ту классическую классику, которая натерла мозоль на мозге еще в школе. И хорошо, что не похож!

 

«Фальшивый купон» можно назвать антидетективом: в детективах ищут злодея, а тут очень хочется найти хоть кого-то, кто не злодей. А нету! Народ – страшен, власть – сами понимаете, герои – один другого неприятнее, исключений – раз-два и обчелся. Пороком повязаны все, и даже нищим никто не подает, кроме гулящей. Спектакль этот о России, где все поголовно вляпались в этот расползающийся вирус зла. И толпа все идет и идет куда-то, идет и поет, и кажется, что идет по этапу. И если в повести главный акцент на раскаянии и воскресении, то тут – беспросвет, тьма египетская и порок, возведенный в ранг ежедневной рутины. Все убийства показаны заурядно, обыденно, как бы между делом, и от этого еще страшнее. Степан (Константин Итунин) убивает Марью Семёновну равнодушно, как будто чай заваривает. Позднее интересно было наблюдать за преображением Степана: лицо становится живым, глаза начинают светиться. Блестящая актерская работа!

 

В каждом человеке идет борьба черного с белым, и, похоже, злая сила усердствует успешнее, и зло, ставшее нормой, остается безнаказанным. Из двух робко пробивающихся в этой клоаке положительных персонажей один – арестант, другую убили, а убийца раскаялся и повесился. Правда, Митя пытается сделать хорошее, по его мнению, дело, женившись на проститутке, но она уходит – попытка не удалась. Ей уже не надо ни на свободу, ни замуж, а только чуток денег на выпивку. Удается разорвать порочный круг разве что Василию-конокраду, ответив добром на зло своему бывшему хозяину и прислав ему ворованных денег. Такое вот у нас добро, товарищи:)
С добром напряженка еще и потому, что, казалось бы, закономерное наказание за вызванные подделкой купона преступления (кража, разбой, убийства) – это продолжение зла, но уже официальное. Плетется целая паутина различного рода гадостей, и все ниточки ведут, как ни странно, к проститутке – наиболее симпатичному и живому персонажу в спектакле. У нее побывала, кажется, вся Россия, и всех-то она выслушала, всех пожалела.

 

Спектакль длинный, непростой, есть сцены, для детей не предназначенные. Персонажей достаточно много и лучше бы зрителю пролистать повесть перед просмотром, чтобы ориентироваться, кто есть кто. Хочется поблагодарить всех актеров, особенно же отмечу Ирину Плесняеву в роли Даши-проститутки, Константина Итунина в роли Степана-убийцы и Олега Ягодина в роли зловещего Махина (почему у Олега нет положительных ролей, за что господин режиссер так его обделяет?:)), а также Веру Цвиткис в роли праведницы Марии Семёновны и Евгения Чистякова в роли одного из «черных».

 

Нельзя не отметить чудесное музыкальное оформление спектакля: народные песни, в основном грустные – про войну и неволю. Декораций немного, но они интересные: уже упомянутый «глубокоуважаемый шкаф», который зловеще хлопает дверцами, как будто хочет съесть героев, и головой об него бьются, и т.д. А с потолка свисают большие куски ткани: белый, который почти не участвует в действии, синий (тоже подключился только ближе к концу) и два красных. И вот красные, похожие на потоки крови или хищные лианы, – ох, что только с ними не делают. Залезают, качаются, душат ими, вешаются, показывают почти цирковые номера (вот только грустно от них), и стол им застилают, отчего он сразу становится похожим на кровавый эшафот. А безголовые шинели, а босые ноги? Ах какая метафора! А еще эти тюремные жесты и неприятно-надрывное хихиканье. Бр-р, мороз по коже!

 

Так кто ж во всем виноват? Мой вердикт: театр:) Ведь не будь билеты такими удручающе дорогими, Мите не пришлось бы подделывать купон и ящик Пандоры остался бы закрытым. Да что там говорить, даже автора этих строк при виде цен в некоторые столичные театры тянет пойти по стопам Мити:) Но не будем поддаваться искушению! Гастроли «Коляда-театра» продолжаются, на некоторые спектакли билеты еще не полностью распроданы, так что у москвичей пока есть возможность познакомиться (или продолжить знакомство) с особенностями уральского частного театра. Ну кто еще, как не Н.В. Коляда, расскажет нам в своем неповторимом стиле, что жить, конечно, очень грустно, но выходишь из театра – и такой свет на душе. Спасибо!

 

Марина Моисеева специально для Musecube
Фотографии автора

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.